Монгольское нашествие и ордынское владычество явились причиной крупных сдвигов в размещении населения, вплоть до смены или существенного изменения этнических территорий, практически всех финноугорских и тюркских этнбсов региона. Вся территория разоренной Болгарской земли, расположенная южнее Камы в левобережье Волги, а в правобережье — южнее линии современных населенных пунктов Красновидово (на Волге) — Средний Баябаш — Чутеево — Комсомольское (Кошелей), на Суре — южнее Барышской слободы, превратилась в «дикое поле». В этот период произошло перемещение больших групп тюркоязычного болгарского (в основном языческого) населения из пострадавших от монгольского нашествия Закамья и южных районов левобережья Волги на север — в Нижнее Предкамье, Приказанье и Заказанье, на северо-восток — на среднюю Вятку и р. Чепец в Северной Удмуртии, на восток — в бассейн р. Белой и районы юго-западного Приуралья, на северо-запад — в междуречье Нижней Свияги Нижней Суры.

 

 

В период золотоордынского господства шло усиленное проникновение кыпчаков в Волжскую Болгарию. Важнейшие посты в управлении страной заняли кыпчаки. Из них же состояли и войска. Закамье постепенно превращалось в кочевье кыпчаков. Проникая в среду болгарского населения, они переходили к оседлой жизни, вступали в брачные отношения с болгарами. С другой стороны, уцелевшие во время монгольского нашествия болгарские феодалы, купцы, ремесленники воспринимали кыпчакский язык и отатаривались. Благодаря религиозной общности болгар-мусульман с пришлыми золотоордынскими кыпчаками-татарами, процессы взаимного физического и культурно-языкового смешения у них приобрели интенсивный характер, что привело в XV в, к формированию на левобережье Вол­ги народности казанских татар. Прежний болгарский «р»-язык у последних заменился кыпчакизированным «з»-языком, между тем как не принявшие ислам болгары-язычники и не смешивавшиеся с кыпчаками болгары-мусульмане на правобережье Волги и на периферии Болгарского улуса сохранили исконный «р»-язык, т. е. язык чувашского типа.

«После завоевания Болгарии монголами болгары еще долгое время сохраняли свое имя. Под собственным именем «болгар», а не татар знает их и русская летопись. Однако со временем в Никоновской летописи, по указанию Ивана IV, в 70-х гг. XVI в. отредактировали включенные в нее летописи XIVXV вв., вместо г. Болгар или г. Кашан поставили г. Казань, вместо болгар — «казанские татары». Связано это с тем, что в XIIIXIV вв. в Болгарском улусе даже среди привилегированной прослойки населения кыпчако-татары еще не преобладали, о чем свидетельствуют мусульманские надгробные плиты (к настоящему времени их выявлено свыше 400). Примечательно, что надписи на могильных памятниках Волжской Болгарии, содержащие татаризмы (кипчакские слова), появляются с конца XIIпервой половины XIV в., когда начинается усиленное вытеснение собственно болгарского (древнечувашского) языка новым языком огузокыпчакского строя. Тем не менее и в этот период, по подсчетам Г. В, Юсупова, 90% надгробий (из более двухсот изученных им) имели тексты, содержавшие чувашские слова, т. е. с ротацизмом, с чувашскими числительными и т. п., и лишь 10% — «татарские», т. е, с зетацизмом, что, конечно же, является, как утверждает В. Г. Кузеев, «определенным демографическим ориентиром». Распространены они были в основном на сравнительно небольшой территории, в радиусе 150—200 км вокруг низовья Камы, в других улусах Золотой Орды они не обнаружены.

«Надписи болгарских каменных надгробий XIIIXIV веков донесли до наших дней фонетические особенности чувашского языка, что было бы невозможно без существования древнечувашской письменности на базе арабской графики», — считает тюрколог М. Р. Федотов. Причем, по его мнению, «речь идет в данном случае о языке привилегированной части тюрок, на что указывают прежде всего титулы и названия профессий (сборщик податей, золотых дел мастер и т. д.). Что все они были мусульманами, подтверждается их мусульманскими именами и теми кораническими формулировками на арабском языке, с которых обычно начинаются тексты эпитафий».

В указанное время болгаро-чувашские князья, сотники, тарханы, подчиненные монголо-татарским эмирам, все же продолжали управлять населением своей земли. Если среди элиты 90% составляли болгаро-чуваши, то трудовое сельское и городское население края являлось сплошь болгаро-чувашским. Причем оба типа памятников были выявлены как в столице, так и на периферии. Один из исследователей известного надгробия 1308 г., обнаруженного на территории г. Болгара, Ф. С. Хакимзянов, отмечает, что «тюркская часть надписи целиком выполнена на «р»-языке, и некоторые слова являются неоценимыми материалами с точной датировкой для истории чувашского языка. Это особенно касается показателя множественного числа - «сем» при общетюркской форме «лер». На могильных памятниках XV в. преобладают уже надписи с татаризмами».

 

 

В доордынское время и мусульманская, и языческая части болгарского населения были известны под общим названием «волжские болгары». В XIIIXIV вв. это название постепенно отходит на задний план и появляются новые этнонимы, характеризующие прежде всего религиозные различия двух основных групп болгарской этнической общности — мусульман и язычников. В связи с тем, что в этот период в Болгарию переселяются ремесленники, строители, мусульманские миссионеры из Средней Азии (Хо­резма), Закавказья и из других территорий Золотой Орды, происходит резкое изменение этноязыкового состава населения, хотя вплоть до XIV в. болгаро-чувашский язык сохраняется как язык межэтнического общения.

Значительные массы болгаро-чувашей — и мусульман, и язычников, — еще в 20—40-х годах XIII в., спасаясь от гнета монголо-татар, переселились в лесные районы — в Приказанье и в центральные районы Чувашии. В последующем — во второй половине XIV — начале XV в. -приток беженцев сюда особенно усилился.

К XIII в. в юго-восточных районах Чувашского Поволжья повсеместно проживало болгарское население. Однако его северные районы в значительной мере были заселены финно-уграми (которые подверглись ассимиляции уже во второй половине XIVXV вв.). В период монголо-татарского завоевания многие укрепленные поселения (городища) болгар на территории Чувашского Поволжья были разрушены. В XIII в., например, прекратил свое существование Тигашевский замок (Батыревский район Чувашии).

В середине XIII в. на юго-восточной окраине Чувашского Поволжья на месте болгарского поселения XXII в. монголо-татары построили довольно крупную Тоябинскую крепость (Яльчикский район Чувашии). Крепостная стена была возведена из высоких деревянных срубов, заполненных землей. Вокруг крепости был вырыт ров и устроен вал с тыном. Здание на каменном фундаменте, по-видимому, было жилищем ставленника хана Золотой Орды. В крепости располагалось много деревянных сооружений, медеплавильные мастерские, здесь работали кузнецы и другие ремесленники. Тоябинская крепость, прекратившая свое существование в первой половине XIV в., была одним из опорных пунктов монголо-татарских феодалов.

 

Беженцы-мусульмане, переселявшиеся с левобережья и из южных районов правобережья в северные районы Чувашии, попадая в среду язычников, в массовом порядке возвращались к язычеству. В Чувашском языческом пантеоне в золотоордынский период появились боги и божки в образах ханов и прислуживавших им чиновников.

 

Во второй половине XIV в. сменявшиеся почти ежегодно ханы и эмиры стали грабить области самой Золотой Орды. Начался распад Золотой Орды. Ханское войско не раз нападало на Болгарскую землю. В 1361 г. ордынский князь Булат-Тимур предпринял попытку основать на территории Болгарской земли самостоятельное ханство. Набеги же степных кочевников происходили постоянно. В1391 и 1395 гг. основатель мощной среднеазиатской державы с центром в Самарканде Аксак-Тимур (Тамерлан), стремившийся к мировому господству, нанес удар Золотой Орде и разорил дотла районы Болгарии. Источники сообщают, что в результате набегов Тимура у отдельных «его людей... скопилось столько лошадей и баранов, что во время возвращения, идя назад, они не были в силах гнать их, а потому некоторых оставляли... В лагере Тимура оказалось столько подобных хуриям девушек и красивых отроков, что одних тех, которые были выбраны лично для Тимура, было более 5000 человек...»

В 1380 г. войска московского великого князя Дмитрия Ивановича (Донского) нанесли Золотой Орде крупное поражение, наголову разбив войска темника Мамая на Куликовом поле в верховьях Дона.

В конце XIV—начале XV в. стали совершать нападения на Болгарский улус Золотой Орды новгородские разбойники-ушкуйники, русские князья. Наиболее разорительными были их походы в 1376, 1379,1391,1396,1409 и 1429 годах.

 

 

Как сообщает одна из летописей, «в лето 6874 (1367 г. — Авт.) .. .поидоша из Новгорода Волгою из Великого полтора ста ушкуев с разбойники Новгородскыми и избиша по Волге множество татар и бесермен (болгар. — Авт.) и ормен и Новгород Нижний пограбиша, а суды их, кербаты и повозкы и ладьи и учаны и стругы, все изсекоша и поидоша в Каму и проидоша до Болгар, тако же творяще и въююще...» С. М. Шпилевский, описывая трагические события 90-х гг. XIV в., отмечал, что некоторые жители Биляра переселились на правую сторону Волги, на левый приток Свияги, на Кубню. В центральную и северную Чувашию переселение шло в тот период с территорий современных Пензенской и Ульяновской областей, юго-западных районов Татарстана, юго-восточной части современной Чувашии, а также с левобережья Волги — из района болгарских городов Жукотина, Керменчука, Болгара, с территории Самарской области.

Полное опустошение Болгарской земли завершил образовавшийся в 1391 г. Мангытский юрт князя Едигея (позднее — Ногайская орда).

За 80 лет, т. е. с 1359 г., когда начались междуусобицы в Золотой Орде, по 1438, когда возникло Казанское ханство, на территории нынешних Самарской, Ульяновской, Пензенских областей, закамских, правобережных и юго-западных районов Татарстана, а также в юго-восточной части Чувашии были стерты с лица земли и превратились в пепелища около 2000 городов и селений. Все эти территории превратились в «дикое поле» -районы летнего кочевья ногайских татар. Таким образом, в результате массового, почти тотального истребления в конце XIV — первой трети XV в. болгаро-чуваши как этнос оказались на грани исчезновения. Они потеряли в этот период практически все: свою историческую родину и государственность, национальную элиту, многовековые материальные и культурные накопления и даже свое этническое самосознание.

По мнению некоторых исследователей даже по самым осторожным подсчетам, не менее 4/5 болгаро-чувашского населения было уничтожено. Это было время величайшей трагедии в истории чувашского народа.

 

 

 

 Вверх ]

Сайт управляется системой uCoz