Н. И. БУСЫГИН

    Великий переворот, совершенный в Октябре 1917 года, и романтика первых дней советской власти выявили массу разнообразных талантов, воспевавших энтузиазм народа-труженика, созидателя новой жизни. Наряду с молодыми чувашскими литераторами первые успехи нашей республики глубоко радовали и русских поэтов и писателей, живущих и работающих в Чувашии, Наши земляки с интересом читали произведения В. Смирнова-Ульяновского, Н. Бусыгина, В. Цикунова, И. Замахова {псевдоним Вереск), А. Чистякова, В. Алатырцева и других. Некоторые из них, как, например, В. Смирнов-Ульяновский, А. Чистяков и В. Алатырцев, и сейчас отдают литературе много сил и внимания.

    Среди молодых литераторов Н. Бусыгин отличался задушевным лиризмом, тонким пониманием природы, умением схватывать новое в жизни. Он был наиболее талантливым поэтом в русской секции ЧАПП.

    Николай Иванович Бусыгин родился в 1906 году в селе Порецком, Алатырского уезда, Симбирской губернии (ныне Порецкий р-н Чувашской республики), в семье крестьянина-середняка. В селе Порецком он окончил школу-коммуну. В школе-коммуне он был активным общественником. Будучи секретарем комсомольской организации, он вместе с С. М. Гараниным организовал в с. Порецком пионерскую дружину. По словам бывшего пионера этой дружины, ныне учителя Порецкои средней Школы С. В. Железина, пионеры с помощью Н. Бусыгина организовали драматический, хоровой, физкультурный и другие кружки.

    В 1927 или 1928 году Н. Бусыгина перевели в г. Алатырь для активизации комсомольской и пионерской работы. В Алатыре Н. Бусыгин становится активным сотрудником уездной «Трудовой газеты», где он печатает свои стихотворения и очерки.

    В 1929 году алатырская уездная «Трудовая газета» преобразуется в газету «Красная Чувашия», первым редактором которой был алатырский писатель В. Смирнов-Ульяновский. Бывшие сотрудники «Трудовой газеты», среди которых было много членов Алатырской АПП, переехав в Чебоксары, вливаются в ЧАПП па правах секции, становятся активными сотрудниками «Красной Чувашии». Н. И. Бусыгин продолжительное время работает выпускающим редактором этой газеты, выезжает в качестве собственного корреспондента в районы республики. Результатом этих поездок были интересные, живо написанные очерки о людях колхозного села. Его произведения посвящены событиям современной жизни, он воспевает достижения науки и техники, успехи колхозно­го крестьянства. Таковы его стихотворения «Аэросани», «Агрогород», «Яблоки», «О зиме», «Конная».

    В период работы в Чебоксарах Н. Бусыгин страстно увлекается чувашским искусством. Он целыми вечерами слушает чувашские песни, свой восторг от чувашских песен он выражает кратко и ясно: «Чудесно, восхитительно, заслушаешься». Он переводит на русский язык стихотворения чувашских поэтов. Особенно мастерски переводит он стихотворение Н. И. Полоруссова-Шелеби «Соловей», пишет в стихах чувашскую сказку «Счастье».

    В конце 30-х годов некоторое время Н. И. Бусыгин работает в Чувашрадиокомитете. Затем возвращается в родные места, в Порецкое, где с 1939 по 1941 год работает редактором районной газеты «За большевистские темпы». В 1941 году выходит книга его стихов «Земля в цвету».

    С первых дней Великой Отечественной войны Н. Бусыгин в Советской Армии. По словам его близкого друга, В. Г. Станюкова, он к нему писал с фронта бодрые, уверенные в победе письма, которые, к сожалению, не сохранились. В 1942 году родные Бусыгина получили краткое извещение воинской части: «Бусыгин Николай Иванович, 1906 года рождения, пропал без вести в декабре 1942 года на фронте Великой Отечественной войны, под Ржевом». Поэт погиб в расцвете творческих сил, не успев довести до читателей своих недопетых песен. Он погиб, защищая любимую родину, богатые колхозные поля и деревни, которые он с такой любовью воспевал в своих произведениях.

    Основным содержанием поэзии Николая Бусыгина является воспевание нашей советской действительности, новой жизни, новой деревни и людей. Его жизнерадостная, целеустремленная поэзия формировалась под влиянием творчества лучших .поэтов-классиков XIX столетия. Особенно сильное влияние оказала на него лирика поэта революционной демократии Н. А. Некрасова. Это влияние видно в перекличке с мотивами и темами поэзии Некрасова и в художественных приемах. Некоторые стихи Н. Бусыгин писал, подобно Некрасову, используя поэтику устных народных песен, их стилистические приемы. Это видно, например, в употреблении приложений, в ритмике его стихов.

По дороге

С березками-вехами

На конях, на санях

Гости ехали.

На дуге

Колокольчик позванивает.

До родного села едут званые.

    Однако Николай Бусыгин не перепевает некрасовских мотивов и тем, а переосмысливает их поновому. Чтобы показать достижения советского народа, изменение облика деревни, людей, Н, Бусыгин обращается к Некрасову, певцу горя и страдания народа в прошлом. Он использует некрасовские образы, показывает их новую судьбу в новых исторических условиях. Поэт говорит, что на месте некрасовских бедных деревень теперь расцветают колхозы, «качается море безбрежное ржи». Обращаясь к просторам родных полей, поэт спрашивает:

Где ты Дырявино?

Где ты Заплатово?

Неурожайка голодная тож?

Не стало Подтянутой туго губернии,

Уезд Терпигорев навеки исчез,

Пустопорожней волости тени,

Печальные тени не бродят окрест.

    Картины цветущих полей и обновленных деревень являются доказательством того, что мечта Некрасова увидеть «Непотрошенной волости Избыткова села» сбылась, и Бусыгин засвидетельствовал это, обращаясь к великому поэту:

Некрасов,

Мечта твоя явыо встает.

Твоей знаменитой поэмы герои,

Твои обездоленные мужики

Счастье свое теперь сами строят,

Став мастерами высокой руки.

    Обретенное счастье показывает Н. Бусыгин на судьбе пастуха, которому счастье снилось только по ночам. В поисках его ноги пастуха «исходили Дон и Волгу», вязли «в травах и песках», а судьбинушка - злодейка не переставала преследовать. Только советская власть дала пастуху счастье, и как награда за его труды родной колхоз ему построил «веселый новый дом».

    Николай Бусыгин мастерски использовал некрасовские типы, действующие в других условиях, в другую эпоху... Таково стихотворение «Арина», в котором поэт, вспоминая судьбу солдатской матери в прошлом, рисует иную судьбу матери советского солдата.

Останови, шофер, машину

Среди березок у ворот, -

Здесь мать солдатская Арина

С времен Некрасова живет.

Все тот же дом,

Березки те же

Своя родная красота,

Но только жизнь не та, что прежде,

И мать солдатская не та.

    Мать советского солдата не та, что некрасовская Арина: она не постарела, от счастья лицо ее ясное, светлое; она счастлива: у нее вернулся сын-богатырь из Советской Армии. Если душу некрасовской Арины терзала «горе-реченька бездонная», то солдатской матери Николая Бусыгина:

Любо-дорого смотреть

На чистую работу сына,

На силу, выправку бойца...

Глядит, любуется Арина,

И нету радости конца.

    Через все стихотворение проходит мысль, что в годы советской власти изменилась жизнь, изменилась судьба людей, а именно судьба русской женщины:

Но только жизнь не та, что прежде,

И ты совсем другая мать.

Да, ты не та, о ком когда-то

Некрасов горестно писал.

    Поэт рисует патриотизм русских женщин в годы Отечественной войны, которые в годину горя, в дни тяжелых-испытаний заменили ушедших на фронт сыновей, мужей и братьев. Мать советского солдата, патриотка своей родины, всеми силами хочет помочь фронту, призывает., всех матерей, стариков и сестер работать на полях, чтобы новым урожаем еще крепче ударить по врагу. Она твердо и уверенно заявляет:

Знают пусть лихие гады —

Нет пощады им!

Мы поможем всем, чем надо5

Сыновьям своим.

(«Рассказ матери»).

    С традициями Некрасова связана переданная Н. Бусыгиным чувашская сказка «Счастье», в которой поэт развивает некрасовскую идею искания счастья на исторической судьбе чувашского крестьянина. Сын бедного чуваша Эндри видит, что счастья нет в их стороне, что оно обходило и обходит «землю бедную над Волгой», и он отправляется искать его. Эндри встречается с Орлом, который говорит ему:

Счастье ты найдешь в борьбе.

К счастью путь тяжелый, длинный.

Орел дает ему дубину, по его совету Эндри убивает Медведя, Волка и Лису, под которыми подразумевались враги чувашского народа—царь, помещик, кулак—и обрета­ет счастье.

    Как и Некрасов, Николай Бусыгин был привязан к родной природе, которую он страстно любил, которая его вдохновляла, умножала его силы. Его взор ласкают простые деревенские картины, колхозные поля:

Улица, дорога, старый сад.

Рядом с новым и веселым домом

Две березки — девушки стоят...

Вот оиа родимая деревты,

Сердцу дорогая сторона.

(«Пастух»)

    Преисполненный гордости и    счастья, поэт    приветствует свою обновленную жизнь и родину:

Золотые милые края!

Здравствуй,  жизнь—колхозная  сторонка.

    Если Н. А. Некрасов был певцом горя и страдания народа, то Николай Бусыгин является певцом радости и счастья, певцом обновленной земли. Стихи Н. Бусыгина, написанные с большим чувством, своей свежестью и остротой продолжают доставлять наслаждение нашему читателю.

Вверх ]

Сайт управляется системой uCoz