Вся земледельческая культура у чувашей, строительное мастерство, навыки изготовления орудий труда, средств передвижения, одежды, обуви, украшений, добывания, приготовления и хранения пищи, использования природных ресурсов — основывались на народных знаниях, передаваемых из поколения в поколение.

    Исключительного мастерства достигли чуваши в предсказании погоды по приметам и использовании своих метеорологических познаний в сельском хозяйстве, чем вызывали изумление и восхищение русского и татарского населения края. Чуваши использовали барометр, основанный на разной гигроскопичности кусков дерева твердой и мягкой пород равного веса.

Древний чувашский календарь был сходен с тюрко-монгольским лунно-солнечным летоисчислением. В 19-летнем цикле чередовались по 12 месяцев (в году 254 дня) и 7 лет по 13 месяцев (в году 384 или 285 дней).

На обнаруженных археологами металлических зеркалах волжских болгар встречаются изображения циклических животных — барса, зайца, собаки, мыши. В Именнике болгарских (дунайских) болгар содержится 9 названий годов животного цикла и расшифрованы они именно с помощью чувашского языка.

Месяцы (уйах) чувашского календаря отражают связи предков чувашей с племенами и народами Центральной Азии, Казахстана и Северного Кавказа.

Древние предки чувашей использовали руническую систему письма. Остатки этого письма сохранились в виде тамг, клейм и элементов вышивки. В эпоху Волжской Болгарии и в последующий пе риод среди болгаро-чувашей, особенно среди мусульман, получила распространение письменность на основе арабской графики, о чем свидетельствуют надписи на намогильных памятниках, сделанные на древнечувашском языке арабскими знаками.

В период монголо-татарского ига их письменность была уничтожена. С XVIII в. чуваши начали пользоваться письменностью на основе русской графики. В быту они с давних времен широко пользовались приемами пиктографии (картинного письма) и идеографии (иероглифами), числовыми знаками. Знаки нарезывались главным образом ножом на деревянных брусах и бирках, отпором на бревнах, лопатой на земле. Наиболее широкое распространение имели тамги (тавры) — бывшие родовые знаки, превратившиеся в символ собственности, и числовые знаки. Тамги ставились не только на бирках, загонах, мешках и т.п., но и на официальных документах. Чувашские числовые знаки имели некоторое внешнее сходство с римскими, но не совпадали с ними. В римском счете, например, число одиннадцать обозначалось так: XI, а чувашском -наоборот (К). Наиболее распространенными счетными документами являлись земельные брусы и бирки — знаки сборщиков денежных и хлебных податей, заемные бирки, пастушьи бирки, домашние записные бирки и т. п. Самым большим числом у чувашей считалась тысяча (пин), и выход на большее практически не требовался. Для обозначения бесчисленного множества применяли удвоение слов: пин-пин (тысячи-тысячи), или темен чухлё (тьма).

Немало своеобразного было в чувашской системе мер длины. Меры длины включали следующие единицы: пурне «палец» (толщина пальца, 2 см), 5 пурне составляли ал лаппи «ладонь» (10,25 см,), 2 ал лаппи — шит.«пядь» (20,5 см), 2 шит — чике «локоть» (41 см).

 

В земельных мерах и измерении расстояний применялись: утам «шаг», равный длине шага мужчины среднего роста (88 см); халас. «обхват» — размах рук от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой (176 см); чалаш «косая сажень» — от конца пальцев вытянутой правой руки до пальцев левой ноги (248 см); верен «веревка», равная 10 чалаш; сухрам предел слышимости крика. С XVI в. у русских был позаимствован аршён «аршин», равный 4 чувашским щитам, вершук «вершок» — 2 пурне. Халад стал соответствовать сажени (213 см), сурхрам — версте (1,07 км).

Довольно широко были распространены такие меры площади, как ана (загон) или пилёк (беляк), размеры которых в разных районах и общинах колебались от 800 до 2400 квадратных сажен. С XVIII в. площадь стали измерять десятиной (тесеттин), соответствовавшей 2900 кв. саженей ' (1,197 га, с 1835 г. —1,0925 га).

Универсальными мерами сыпучих и жидких тел являлись сосуды чёрес «чиря», изготовленные из выдолбленного куска липы. В измерении сыпучих тел чуваши изменяли патавкка «пудовка» (1 пуд, т. е. 16,4 кг), пачах «бучуг» (2 пуда), патман «батман» (4 пуда), михё «мешок» (4-5 пудов), чёпта «куль» (9 пудов).

        С XVI в. в быт чувашей вошли русские меры веса: пат (пуд), кёрепенке (фунт), - ур кёрепенке (1/2 фунта), чёрёк кёрепенке (1/4 фунта), усмухха (1/8 фунта), маскал (золотник).

Названия денежных единиц у чувашей отражали этапы их этнической истории. Слова сум, сом, укса сохранились с болгарских времен. Мелкая монета во многих тюркских языках именуется акча (чув. укда), она употреблялась в Золотой Орде. Единицей следующего порядка для тюрков был сум, означавший слиток серебра в виде лепешки. До втор. пол. XIX в. чуваши рубль называли «сум». Затем рубль начали называть тенк (тюрк, таньга), первоначально выступавшей как монета. Копейку чуваши называли пус (букв, «давить», чеканить), полкопейки — укса.

Важное место в быту занимала народная медицина. Чуваши хорошо знали лечебные свойств множества растений, меда, молока, жиров, кислот, щелочей и различных минералов.

 Назад ] Вверх ]

Сайт управляется системой uCoz