Т. Г. ШЕВЧЕНКО

        Через четверть века после А. С. Пушкина по Волге проехал великий украинский поэт-революционер Тарас Григорьевич Шевченко.

        В 1847 году за революционную агитацию и за вольно­любивые стихи Т- Г. Шевченко был арестован. Николай I решил погубить поэта в Оренбургских степях, сделав его солдатом. Тяжело и мучительно тянулась его солдатская служба. Его часто перебрасывали с места на место. Однако же самым тяжким наказанием, по признанию самого поэта, было запрещение писать и рисовать. В последние годы он жил в Новопетровском укреплении, расположенном на полуострове Мангишлак на берегу Каспийского моря. Наступил 1855 год. Скончался царь Николай I. Ходили упорно слухи о предстоящем освобождении Т. Г. Шевченко. Наконец, 2 августа 1857 года, он оставил Нов о петровское укрепление и прибыл в Астрахань.

        В Астрахани Шевченко находит своих старых знакомых, бывает в библиотеках, жадно читает новинки по литературе, в частности журнал «Русский вестник», который он впервые увидел в Астрахани, хотя журнал издавался уже несколько лет. Живя в пустыне, вдали от культурного мира, Шевченко не мог знать о новых явлениях в литературной жизни. Теперь он старался наверстать упущенное.

        22 августа 1857 года Т. Г. Шевченко на пароходе «Князь Пожарский» выехал из Астрахани. Поэт любовался прекрасной Волгой, ее красивыми берегами, изучал приволжские города, вел запись о своих наблюдениях. Проездом останавливался он в Самаре (ныне Куйбышев), в Симбирске (ныне Ульяновск), в Казани.

        17 сентября 1857 года Тарас Григорьевич    Шевченко проезжал мимо Чебоксар. С парохода он пристально вглядывался в город, называл его «живописным и грязным», «ничтожным, но картинным городом». Особенно бросились ему в глаза обилие церквей в Чебоксарах. Он считал, что царское самодержавие построило их здесь для распространения среди чуваш православной веры, для покорения темных и забитых народов. Хорошо зная их угнетенное положение, Шевченко сочувственно восклицает: «Для кого и для чего они построены? Для чувашей? Нет, для православия. Главный узел Московской старой внутренней политики -- православие. Неудобозабываемый Тормоз по глупости своей хотел затянуть этот ослабевший узел и перетянул: он теперь на одном волоске держится».

     Великий революционер-демократ, поэт народного горя Т. Г. Шевченко всегда сочувственно относился к малым народам. В приведенных немногих словах он выразил протест против той политики, которая проводилась царским правительством по отношению к малым народам.

        Таким образом, Т. Г. Шевченко, оставив в своем дневнике несколько слов о чувашском народе, выразил свое сочувственное отношение к его судьбе, тяжелой и печальной.

Вверх ]

Сайт управляется системой uCoz