АРТЕМ
ВЕСЕЛЫЙ
Первым русским
советским писателем, в произведениях которого нашла отражение борьба
чувашского народа
за новую жизнь, за советскую власть, был
Артем Веселый.
Артем Веселый (Николай
Иванович Кочкуров) родился в 1899 году в Самаре, в семье
волжского крючника. Отец
и мать его в прошлом были крестьяне, оба
неграмотные. В 1914 году
Артем Веселый окончил церковноприходскую школу, а через два
года — два класса высшей
начальной школы. Артем Веселый очень
рано начал трудовую жизнь, что помогло
ему хорошо знать простых людей, усвоить меткий, образный
язык парода. В 1915— 1917
годах он работает чернорабочим на
Трубочном заводе, где
сближается с большевиками и в марте 1917 года
вступает в Коммунистическую партию.
Будущему писателю
партия поручала ответственные работы. В
1917 году он работает агитатором
самарского горкома партии, членом
гупродкома.
Артем Веселый прошел
огни и воды гражданской войны. В течение пяти лет он
находился на разных должностях,
выполняя ответственные задания партии.
Когда перед всем трудовым
народом стал вопрос о защите завоеваний Октябрьской
революции, Артем Веселый становится
бойцом Красной гвардии, затем — бойцом
Коммунистической дружины.
В борьбе с белочехами он получает ранение и возвращается в
Самару, где в течение осени
1918 года работает членом редколлегии
газеты «Приволжская
правда». В целях укрепления советской власти
на местах, в деревне, в этом же году
партия направляет
его в г. Мелекесс. В маленьком уездном
городе Артем
Веселый является председателем Укома
партии и редактором газеты «Знамя коммунизма».
Здесь А. Веселый
борется против контрреволюционеров,
принимает участие
в подавлении чапанного восстания,
охватившего и часть
мелекесского уезда. В эти годы А. Веселый
пишет пьесу «Разрыв-трава». Летом 1919 года
Артем Веселый вновь
на фронте, боец 1-го Московского полка
особого назначения.
В конце 1919 и начале 1920 годов он работает в
редакциях газет «Коммунар» (г. Тула) и «Красный
пахарь» (г. Ефремов). Лето и осень 1920
года А. Веселый проводит
на Южном фронте, зиму 1921 —1922 годов работает
в Москве, в газете «Гудок». В 1922 году в
журнале «Красная новь»
появляется его драма «Мы», посвященная
революции и гражданской войне. Летом 1922
года служит матросом в Черноморском флоте,
откуда вскоре же
демобилизуется и поступает в
литературно-художественный
институт имени Брюсова, а затем в
Московский университет.
В годы гражданской
войны в газетах появляются его рассказы, очерки и статьи.
Интерес к литературному делу все
больше и больше занимает мысли и чувства
А. Веселого, и с 1922 года он
делается профессиональным писателем. С
1923 г. писатель работает над романом «Россия,
кровью
умытая», в котором он хотел показать
развал старого строя, ненависть
народных масс к прошлому, их стихийное
выступление. От
издания к изданию
писатель улучшает свое
произведение, и план книги, и многие главы он много раз переделывает и
переписывает. Замысел романа
так и остался полностью незавершенным. В
1924 г, выходит его
повесть «Реки огненные», где рисует
матросов-анархистов,
воспринимающих революцию как анархическую
свободу. Писатель показывает в повести
бурные дни революционных лет, стихию
народную, но без
определенного,
ясного мировоззрения.
А. Веселый был
очень
требовательным к себе художником. В
1930 году на 1-м съезде крестьянских
писателей Средневолжского
края в Самаре он
делился опытом своей работы. Он рассказывал,
что пишет не торопясь, ежегодно ездит на
Кубань собирать
материалы для книги «Россия, кровью умытая»,
встречается с разными людьми, беседует о
гражданской
войне. А. Веселый советовал молодым
писателям постоянно изучать жизнь, брать из жизни
яркие и жизненные
типы, отдавать всю силу на создание
острых и актуальных
произведений. В 30-х годах он работал над
книгой «Гуляй-Волга!»
Чтобы верно передать места действия героев
романа, Артем Веселый путешествовал па
лодке по Оби, Иртыше, Волге. В 1932 году он
плыл со всей семьей с верховьев Волги до
Астрахани, а в 1935 году плыл
по той же реке от Кинешмы до Астрахани,
собирал народные песни, частушки и
другие жанры народного творчества,
а также материалы для книги о
лесозаготовителях.
В теплые летние дни весело плыла лодка
по волнам
широкой Волги. Когда она доехала до
Чебоксар, Артем Веселый вместе с
дочерью Г. А. Веселой посетил столицу
Чувашской республики, где он встретился
с чувашскими
писателями. Он интересовался
национальными костюмами,
ходил по улицам города, любовался зелеными
насаждениями и чистотой городских улиц.
Он интересовался
бытом чуваш и других народностей
Поволжья.
В годы гражданской
войны на фронте и на гражданской службе Артему Веселому не
раз удавалось встречаться
с чувашами, наблюдать их жизнь и
стремления. Впоследствии образы
чуваш получили отражение в его книге «Россия, кровью умытая».
Рассказывая в этой книге
о борьбе народов за советскую власть,
Артем Веселый говорит о том, как
чуваши с облегчением, с радостью встретили советскую
власть и боролись за нее не щадя жизни. Используя некоторые ошибки
коммунистов и недовольство
кулаков советской властью, эсеры
поднимали крестьянские массы против
продотрядов, уничтожали советские
органы, убивали активистов, вербовали
крестьян в свои отряды. В чувашском
селе Кандауровке по чьему-то доносу
был схвачен эсерами красноармеец-отпускник
Фролов. Кулаки его сразу же хотели
казнить, но Фролов убедительно просил
дать ему слово перед казнью. Эсеры думали,
что он будет каяться в своей службе в
Красной армии. Фролов пошел на хитрость: начал
свою речь как бы с покаяния,
а конкретными примерами показал, как
тяжела была жизнь
чуваш при царизме. Незаметно для врагов Фролов
превращается в агитатора за советскую
власть. Происходит такой разговор между ним и
народом.
«-При царе мы, чуваши,
— говорит он обращаясь к собравшемуся
народу, — плохо жили: начальство русское,
суд
русский, училище русское... Всей землей
кругом владел помещик князь
Шаховский... Не было у нас ни лугов, ни выгона, под кладбище участок
и то арендовали у князя...
Правду я говорю, старики?
- Истинно, Гришутка,
так и было! — подтвердил седовласый дед Леонтий. Пошли мы,
стало быть, к его сиятельству
Владимиру Юрьевичу просить землицы. Он затопал на нас,
черным словом выругался и говорит: «Когда
вырастет у меня шерсть на ладонях, тогда
и землю получите», и приказал служителю толкать
пас в шею... Истинно,
было.
А помните станового
пристава Лукина, как он наезжал со стражниками собирать с нашей
Кандауровки
недоимки?..
Помните земского начальника Повалишина,
того,
который...
Помним, помним...
- В революцию наша
волость полупила лес и луга монастырские, озеро и угодья
помещичьи, земли прирезано
на душу по десятине с осьмой... Скажу
правду, мне все равно смерть. Вернулся я
с фронта, побыл в родном селе месяц и вижу, действительно,
житье стало никудышное;
сосед мой Трофим Маврин едал, бывало,
мясо по большим
праздникам да в деловую пору, а ныне две
кадушки насолил
свинины и баранины; бывало, напивались
вы только по праздникам, а ныне изо дня в
день пьяны. Вот за
этими чертями,— он ткнул в грудь Митьку
и Бориса Павловича,
- придет Колчак генерал, придет Деникин
генерал, приедет в коляске его
сиятельство князь Шаховский - они вас
накормят... А еще я, полуслепой, хотел
сказать словечко слепым товарищам
дезертирам... Товарищи
дезертиры!..»
Больше Фролову не
дали говорить, палач тут же отрубил
голову агитатора-красноармейца. Слова
Фролова оказали
воздействие на односельчан. Эсерам не
удалось завербовать
чуваш в свои отряды, из всей волости
только один
человек присоединился к мятежникам, а
остальные им ответили достойно.
«- Ты не ори, —
подступил к нему (к эсеру Борису Павловичу Е. В.) солдат
старой службы Молев, — надел
очкито, думаешь страшнее тебя зверя пет?..
Мы ныне и сами во всех
кровях купаны... Людей вам не дадим!.. Подвод не дадим!.. Катитесь
к гребеной
матери!..
Фельдшер Докунин, что
проживал в селе уже
годов
сорок и пользовался большим уважением,
отсунул Молева и за всех ответил:
- Трудно, а терпеть надо... Авось и
перебедуем... От советской власти мы не
отрекаемся и смутьянам не потатчики»,