АРТЕМ  ВЕСЕЛЫЙ

    Первым русским советским писателем, в произведениях которого нашла отражение борьба чувашского народа за новую жизнь, за советскую власть, был Артем Веселый.

    Артем Веселый (Николай Иванович Кочкуров) родился в 1899 году в Самаре, в семье волжского крючника. Отец и мать его в прошлом были крестьяне, оба неграмотные. В 1914 году Артем Веселый окончил церковно­приходскую школу, а через два года — два класса высшей начальной школы. Артем Веселый очень рано начал трудовую жизнь, что помогло ему хорошо знать простых людей, усвоить меткий, образный язык парода. В 1915— 1917 годах он работает чернорабочим на Трубочном заводе, где сближается с большевиками и в марте 1917 года вступает в Коммунистическую партию. Будущему писателю партия поручала ответственные работы. В 1917 году он работает агитатором самарского горкома партии, членом гупродкома.

    Артем Веселый прошел огни и воды гражданской войны. В течение пяти лет он находился на разных должностях, выполняя ответственные задания партии. Когда перед всем трудовым народом стал вопрос о защите завоеваний Октябрьской революции, Артем Веселый становится бойцом Красной гвардии, затем — бойцом Коммунистической дружины. В борьбе с белочехами он получает ранение и возвращается в Самару, где в течение осени 1918 года работает членом редколлегии газеты «Приволжская правда». В целях укрепления советской власти на местах, в деревне, в этом же году партия направляет его в г. Мелекесс. В маленьком уездном городе Артем Веселый является председателем Укома партии и редактором газеты «Знамя коммунизма». Здесь А. Веселый борется против контрреволюционеров, принимает участие в подавлении чапанного восстания, охватившего и часть мелекесского уезда. В эти годы А. Веселый пишет пьесу «Разрыв-трава». Летом 1919 года Артем Веселый вновь на фронте, боец 1-го Московского полка особого назначения. В конце 1919 и начале 1920 годов он работает в редакциях газет «Коммунар» (г. Тула) и «Красный пахарь» (г. Ефремов). Лето и осень 1920 года А. Веселый проводит на Южном фронте, зиму 1921 —1922 годов работает в Москве, в газете «Гудок». В 1922 году в журнале «Красная новь» появляется его драма «Мы», посвященная революции и гражданской войне. Летом 1922 года служит матросом в Черноморском флоте, откуда вскоре же демобилизуется и поступает в литературно-художественный институт имени Брюсова, а затем в Московский университет.

    В годы гражданской войны в газетах появляются его рассказы, очерки и статьи. Интерес к литературному делу все больше и больше занимает мысли и чувства А. Веселого, и с 1922 года он делается профессиональным писателем. С 1923 г. писатель работает над романом «Россия, кровью умытая», в котором он хотел показать развал старого строя, ненависть народных масс к прошлому, их стихийное выступление.    От издания   к изданию    писатель улучшает свое произведение, и план книги, и многие главы он много раз переделывает и переписывает. Замысел романа так и остался полностью незавершенным. В 1924 г, выходит его повесть «Реки огненные», где рисует матросов-анархистов, воспринимающих революцию как анархическую свободу. Писатель показывает в повести бурные дни революционных лет, стихию народную,   но    без определенного, ясного   мировоззрения.   А. Веселый   был очень требовательным к себе художником. В   1930 году на 1-м съезде крестьянских   писателей   Средневолжского края в Самаре он делился опытом своей работы. Он рассказывал, что пишет не торопясь, ежегодно ездит на Кубань собирать материалы для книги «Россия, кровью умытая», встречается с разными людьми, беседует о гражданской войне. А. Веселый советовал молодым писателям постоянно изучать жизнь, брать из жизни яркие и жизненные типы, отдавать всю силу на создание острых и актуальных произведений. В 30-х годах он работал над книгой «Гуляй-Волга!» Чтобы верно передать места действия героев романа, Артем Веселый путешествовал па лодке по Оби, Иртыше, Волге. В 1932 году он плыл со всей семьей с верховьев Волги до Астрахани, а в 1935 году плыл по той же реке от Кинешмы до Астрахани, собирал народные песни, частушки и другие жанры народного творчества, а также материалы для книги о лесозаготовителях. В теплые летние дни весело плыла лодка по волнам широкой Волги. Когда она доехала до Чебоксар, Артем Веселый вместе с дочерью Г. А. Веселой посетил столицу Чувашской республики, где он встретился с чувашскими писателями. Он интересовался национальными костюмами, ходил по улицам города, любовался зелеными насаждениями и чистотой городских улиц. Он интересовался бытом чуваш и других народностей Поволжья.

    В годы гражданской войны на фронте и на гражданской службе Артему Веселому не раз удавалось встречаться с чувашами, наблюдать их жизнь и стремления. Впоследствии образы чуваш получили отражение в его книге «Россия, кровью умытая». Рассказывая в этой книге о борьбе народов за советскую власть, Артем Веселый говорит о том, как чуваши с облегчением, с радостью встретили советскую власть и боролись за нее не щадя жизни. Используя некоторые ошибки коммунистов и недовольство кулаков советской властью, эсеры поднимали крестьянские массы против продотрядов, уничтожали советские органы, убивали активистов, вербовали крестьян в свои отряды. В чувашском селе Кандауровке по чьему-то доносу был схвачен эсерами красноармеец-отпускник Фролов. Кулаки его сразу же хотели казнить, но Фролов убедительно просил дать ему слово перед казнью. Эсеры думали, что он будет каяться в своей службе в Красной армии. Фролов пошел на хитрость: начал свою речь как бы с покаяния, а конкретными примерами показал, как тяжела была жизнь чуваш при царизме. Незаметно для врагов Фролов превращается в агитатора за советскую власть. Происходит такой разговор между ним и народом.

    «-При царе мы, чуваши, — говорит он обращаясь к собравшемуся народу, — плохо жили: начальство русское, суд русский, училище русское... Всей землей кругом владел помещик князь Шаховский... Не было у нас ни лугов, ни выгона, под кладбище участок и то арендовали у князя... Правду я говорю, старики?

    - Истинно, Гришутка, так и было! — подтвердил седовласый дед Леонтий. Пошли мы, стало быть, к его сиятельству Владимиру Юрьевичу просить землицы. Он затопал на нас, черным словом выругался и говорит: «Когда вырастет у меня шерсть на ладонях, тогда и землю получите», и приказал служителю толкать пас в шею... Истинно, было.

    А помните станового пристава Лукина, как он наезжал со стражниками собирать с нашей Кандауровки недоимки?.. Помните земского начальника Повалишина, того, который...

    Помним, помним...

    - В революцию наша волость полупила лес и луга монастырские, озеро и угодья помещичьи, земли прирезано на душу по десятине с осьмой... Скажу правду, мне все равно смерть. Вернулся я с фронта, побыл в родном селе месяц и вижу, действительно, житье стало никудышное; сосед мой Трофим Маврин едал, бывало, мясо по большим праздникам да в деловую пору, а ныне две кадушки насолил свинины и баранины; бывало, напивались вы только по праздникам, а ныне изо дня в день пьяны. Вот за этими чертями,— он ткнул в грудь Митьку и Бориса Павловича, -  придет Колчак генерал, придет Деникин генерал, приедет в коляске его сиятельство князь Шаховский - они вас накормят... А еще я, полуслепой, хотел сказать словечко слепым товарищам дезертирам... Товарищи дезертиры!..»

    Больше Фролову не дали говорить, палач тут же отрубил голову агитатора-красноармейца. Слова Фролова оказали воздействие на односельчан. Эсерам не удалось завербовать чуваш в свои отряды, из всей волости только один человек присоединился к мятежникам, а остальные им ответили достойно.

    «- Ты не ори, — подступил к нему (к эсеру Борису Павловичу Е. В.)   солдат старой службы Молев, — надел очкито, думаешь страшнее тебя зверя пет?.. Мы ныне и сами во всех кровях купаны... Людей вам не дадим!.. Подвод не дадим!.. Катитесь к  гребеной матери!..

    Фельдшер Докунин, что проживал в селе уже   годов сорок и пользовался большим уважением, отсунул Молева и за всех ответил:

    - Трудно, а терпеть надо... Авось и перебедуем... От советской власти мы не отрекаемся и смутьянам не потатчики»,

    Артем Веселый, хорошо знакомый с жизнью трудового народа, в книге «Россия, кровью умытая» с сочувствием рассказывает о чувашах и мордве, об их борьбе за советскую власть. Писатель и после создания этой книги интересовался жизнью чуваш, мари, мордвы и татар, вынашивал мечту о новых книгах, где, может быть, нашло бы место более полное изображение жизни этих народов, однако преждевременная смерть писателя не дала возможности осуществить его замыслы.

Вверх ]

Сайт управляется системой uCoz