Первоначальный опыт государственности, накопленный в составе гуннской державы Аттилы (IVV вв.), Тюркского каганата (VIVII вв.), Великой Болгарии Кубрата (VII в.), и сильная военная организация дали возможность племенным вождям болгар объединить тюркоязычное и финно-угорское население края сначала в союз племен (VIII в.), а в конце IX в. — в Болгарское государство.

Волжская Болгария стала первым государственным образованием в Среднем Поволжье. В первой четверти X в. болгарский хан Алмуш, сын Шилки, сосредоточил в своих руках сбор и уплату дани хазарам с подчиненных ему племён Среднего Поволжья. Государственное объединение болгарских племен происходило в борьбе с хазарским господством. Алмуш царствовал с 895 по 925 г. После него во главе Болгарского государства стояли Микаиль, Наср, Талиб, Мумин, Мумин Шамсун, Хайдар, Сагид, Бурадж, Ибра­гим, Султан-Мурай, Илыам (последний царь, умер в 1236 г.).

 

По мере общественно-политического и экономического развития Болгарского государства, особенно укрепившегося после разгрома Русью в 965 г. хазар, территория обитания болгаро-суварских племен стала существенно расширяться. Расселяясь по дальним окраинным районам Средневолжско-Приуральского региона, основывая там свои опорные пункты, болгары все шире и полнее вступают в процесс взаимодействия и смешения с финно-угорскими племенами, башкирами. По сообщению арабского писателя Масуди, в X в. болгарский народ «подчинил себе все соседние... народы».

 

 

Зона активного влияния Волжско-Камской Болгарии имела довольно обширную территорию. К концу XII в. ее северная часть доходила до реки Казанки, восточная — рек Яик и Белая, южная -Жигулей, западная охватывала правое побережье Волги, простираясь до рек Суры и Оки. Однако первоначально в состав Болгарского государства входила не вся территория современной Чувашии, в ее северных районах не наблюдалось преобладания тюркоязычного населения. В X веке болгары заселили территории Ульяновской, часть Пензенской областей и юго-восточные части Чувашии. На среднем Цивиле первые поселения появились в XII веке. Однако сплошное заселение болгаро-чувашами территории центральной и северной Чувашии относится уже к XIV—началу XV в. «Достоверно установлено, — отмечает казанский исследователь Ф. Ш. Хузин — что юго-восточные районы соседней Чувашии, связанные с бассейном Свияги, также были заселены древними булгарами... Булгарские памятники количеством около 70, открытые в Пензенской области, убеждают нас в том, что река Сура действительно служила западной границей государства».

Южная часть Чувашского Поволжья, занятая болгаро-суварским населением, по хозяйству, общественному строю и культуре не отличалась от всей Волжской Болгарии в целом. В северной половине Чувашского Поволжья, хотя она и входила в состав Волжской Болгарии, преобладания болгаро-суварского населения не было. Следует отметить, что под влиянием болгар находились западные районы современной Оренбургской области, а также земли венгров, оставшихся в Поволжье и заселявших бассейны рек Кондурча, Черемшан, Сок, Кинель. Данные территории скорее представляли собой зоны сезонного кочевания полуоседлой части болгарского населения.

 

 

По мере укрепления Болгарского государства все более сближались и ассиминировались различные племена болгарской этнополитической общности -собственно болгары, а также сувары, эсегели, темтюзи, берсула и др. В то же время усиливалось культурно-генетическое взаимодействие этих племен с финно-уграми, особенно на периферии Волжской Болгарии, в частности, на правобережье Волги, в междуречье Свияги и Суры, в Приуралье, в северных районах государства. Процесс интеграции болгарских племен и ассимиляции ими местных финно-угров протекал, по всей видимости, при доминирующей роли болгаро-суварского языка и культуры. Таким образом, еще накануне монголо-татарского нашествия в составе раннефеодального Болгарского государства происходит этнополитическая консолидация различных болгарских племен в более или менее единую народность со своим общим языком, как полагают, чувашского типа, игравшем роль государственного языка.

В предмонгольскую эпоху (т. е. до XIII в.) достаточно определенно были известны не только этнонимы финно-угорских племен (мокша, эрзя, мари, меря, мурома, мещеры, ары-удмурты), но и основные территории их обитания. В то же время полностью отсутствовали на этнической карте региона «чуваши», как и «татары», а речь в источниках идет в эту эпоху только о «волжских болгарах». Иначе говоря, в среде болгарской общности, включавшей племена сувар, берсула, эсегелей, темтюзей, расселенных, повидимому, не на строго очерченных территориях (источники их с трудом локализуют), шел процесс консолидации их в один этнос.

В правобережной части Волжской Болгарии проживали эсегели (искил, аскл, ашкль), центром этого племени являлся г. Ошель, и темтюзи, занимавшие район современных Тетюш. На карте Махмуда Кашгарского (XI в.) на правобережье помещены также и сувары, которые здесь начали селиться, возможно, еще в XXI вв. Местными административными центрами в X-XI вв. были Тигашевское городище и другие укрепленные пункты.

Столицей государства до середины XII в. был город Болгар, расположенный на левом берегу Волги, а во второй половине XII — начале XIII в. — город Биляр. Кроме того, имелись другие города -Сувар на реке Утке, Ошель на правобережье Волги, Джукетау (Жукотин, т. е. «Чукту») на левобережье Камы, Нохрат на реке Актае, Керменчук, Тухчин и др. Как предполагают ученые, предшественником средневековых Чебоксар тоже было болгарское поселение.

Город Сувар, по предположению А. М. Ефимовой, возник как крепость одного из крупных болгарских племен. На карте Фра-Мауро 1459 г. на месте нынешнего города Чебоксары указан город «Ве-да-Суар». Исследователи закономерно задаются вопросом — не являются ли основателями города выходцы из Сувара на левобережье Волги? При этом делается ссылка на то, что в д. Сихтерма Алькеевского района Татарстана зафиксировано предание о гибели города Сувар. В нем рассказывается, как монголо-татарские войска, захватив город, разгромили и сожгли его. Однако часть населения Сувара и окрестных деревень спаслась бегством. Переправившись на правый берег Волги, сувары укрылись в лесах.

Города имели дубовые крепостные сооружения. По сообщению Ал-Гарнати (нач. XII в.), «...Булгар тоже огромный город, весь построенный из сосны, а городская стена — из дуба». Дома и постройки в городах были тоже сплошь деревянными. Каменное зодчество в Болгарии возникло в конце XIII в.

 

Волжская Болгария до монгольского завоевания представляла собой раннефеодальное государство с сильными пережитками родового строя и элементами рабовладения. «Простой народ» представляли главным образом земледельцы, а также скотоводы. О повинностях «простого народа», за неимением более достоверных данных, можно судить по отзывам Ибн-Фадлана, секретаря посольства Багдадского халифа Муктадира к хану Алмушу в 921—922 гг. Другой арабский писатель, Ибн-Русте, писал, что болгары «подать царю своему платят лошадьми и другим. От всякого из них, кто женится, царь берет по верховой лошади. Когда приходят к ним мусульманские купеческие суда, то берет с них пошлину — десятую часть товаров».

Пережитки родовых отношений ощущались почти во всех областях жизни и быта Болгарии. Например, по словам Ибн-Фадлана, у болгар дед имел больше прав на внуков, чем их отец — на сыновей; имущество после умершего наследовал брат, но не сыновья и т. д.

Политический строй Волжской Болгарии можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Под властью хана-эльтебера находились местные «ца Алмушу в 921—922 гг. Другой арабский писатель, Ибн-Русте, писал, что болгары «подать царю своему платят лошадьми и другим. От всякого из них, кто женится, царь берет по верховой лошади. Когда приходят к ним мусульманские купеческие суда, то берет с них пошлину — десятую часть товаров».

Пережитки родовых отношений ощущались почти во всех областях жизни и быта Болгарии. Например, по словам Ибн-Фадлана, у болгар дед имел больше прав на внуков, чем их отец — на сыновей; имущество после умершего наследовал брат, но не сыновья и т. д.

            Политический строй Волжской Болгарии можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Под властью хана-эльтебера находились местные «цари» — правители отдельных частей государства, наместники и военачальники. Эльтебер имел дружину и ополчение.

Волжская Болгария имела политические и торговые связи с Хорезмом, Багдадским халифатом, Сасанидским государством в Средней Азии. В Болгарии существовали фактории русских купцов. Между Киевской Русью и Болгарией в 1006 г. был заключен торговый договор.

В конце XI в. начались военные столкновения Болгарии с Северо-Восточной Русью, Противоречия между ними возникали из-за земель по Оке и ее притокам, а также по поводу добычи пушнины на Севере и торговли с Востоком. Столкновение интересов приводило к военным конфликтам. «В те же времяна [в 1088 г.] были на Волге и Оке разбои, — пишет русский историк В. Н. Татищев, — и многих болгар, торгуюсчих пограбили и побили. Болгари же присылали ко князю Ольгу и брату его Ярославу просить на разбойников, но не получают управы и взятого, пришедшие с войски. Муром взяли и пограбили, а села пожгли». Тяжелые последствия для Болгарии имел поход русских князей в 1220 г., в результате которого был разрушен Ошель — центр племени эсегелей, город, к которому тяготели южные районы современного Чувашского Поволжья. После этого разорения Ошель уже не восстанавливался.

В противоборстве с владимиро-суздальскими князьями на стороне болгар действовали зависимые от них марийские, удмуртские и мордовские племена. После 1220 г, болгарский хан трижды отправлял своих послов к русским князьям с предложением заключить мир, но согласия так и не было получено. И только в 1229 г., накануне монголо-татарского нашествия, Северо-Восточная Русь и Волжская Болгария установили добрососедские взаимосвязи. Между болгарами и русскими княжествами существовали не только торговые, но и довольно прочные политические контакты, скрепленные браками между русскими князьями и болгарской знатью. Известно, например, что жена князя Андрея Боголюбского была болгаркой.

Вверх ]

Сайт управляется системой uCoz