|
|
Первоначальный опыт
государственности, накопленный в составе гуннской
державы Аттилы (IV—V вв.), Тюркского каганата
(VI—VII вв.), Великой Болгарии Кубрата (VII в.), и
сильная военная организация
дали возможность племенным вождям болгар
объединить тюркоязычное и финно-угорское
население края сначала в союз племен (VIII в.), а в конце IX в. — в
Болгарское государство.
Волжская Болгария стала первым государственным
образованием в Среднем Поволжье.
В первой четверти X в. болгарский хан Алмуш, сын Шилки,
сосредоточил в своих руках сбор и
уплату дани хазарам с подчиненных ему
племён Среднего Поволжья. Государственное
объединение
болгарских племен происходило в борьбе с
хазарским господством. Алмуш царствовал с 895 по 925 г.
После него во главе
Болгарского государства стояли Микаиль,
Наср, Талиб, Мумин, Мумин Шамсун,
Хайдар, Сагид, Бурадж, Ибрагим, Султан-Мурай,
Илыам (последний царь, умер в 1236 г.).
По мере общественно-политического и
экономического развития Болгарского государства,
особенно укрепившегося после разгрома
Русью в 965 г. хазар, территория
обитания болгаро-суварских племен
стала существенно расширяться. Расселяясь
по дальним окраинным районам
Средневолжско-Приуральского региона,
основывая там свои опорные пункты,
болгары все шире и полнее вступают в
процесс взаимодействия и смешения с финно-угорскими
племенами, башкирами.
По сообщению арабского писателя Масуди,
в X в.
болгарский народ «подчинил себе все
соседние... народы».
Зона активного влияния
Волжско-Камской Болгарии имела довольно обширную
территорию. К концу XII в. ее северная часть доходила до реки Казанки, восточная
— рек Яик и Белая, южная -Жигулей,
западная охватывала правое побережье Волги,
простираясь до рек Суры и Оки. Однако первоначально в
состав Болгарского
государства входила не вся территория
современной Чувашии, в ее северных районах не наблюдалось преобладания
тюркоязычного населения. В X
веке
болгары заселили территории Ульяновской,
часть Пензенской областей и юго-восточные
части Чувашии. На среднем Цивиле первые
поселения появились в XII веке. Однако сплошное заселение
болгаро-чувашами территории центральной
и северной Чувашии относится уже к XIV—началу
XV
в.
«Достоверно установлено, — отмечает казанский
исследователь Ф. Ш.
Хузин — что юго-восточные районы
соседней Чувашии, связанные с бассейном
Свияги, также были заселены древними
булгарами... Булгарские памятники
количеством около 70, открытые в Пензенской
области, убеждают нас в том, что
река Сура действительно служила западной
границей государства».
Южная
часть Чувашского Поволжья, занятая болгаро-суварским
населением, по хозяйству,
общественному строю и культуре
не отличалась от всей Волжской Болгарии в целом. В
северной половине Чувашского Поволжья,
хотя она и входила в состав Волжской
Болгарии, преобладания
болгаро-суварского населения не
было. Следует отметить, что под
влиянием болгар находились западные районы
современной Оренбургской области, а также
земли венгров, оставшихся
в Поволжье и заселявших бассейны рек
Кондурча, Черемшан, Сок, Кинель.
Данные территории скорее представляли
собой зоны сезонного кочевания
полуоседлой части болгарского населения.
По мере укрепления
Болгарского государства все более
сближались и ассиминировались различные племена болгарской
этнополитической общности -собственно
болгары, а также сувары, эсегели, темтюзи,
берсула и др. В то же время
усиливалось культурно-генетическое взаимодействие
этих племен с финно-уграми, особенно на
периферии Волжской Болгарии, в частности,
на правобережье Волги, в
междуречье Свияги и Суры, в Приуралье, в
северных районах государства.
Процесс интеграции болгарских племен
и ассимиляции ими местных финно-угров
протекал, по всей видимости, при
доминирующей роли болгаро-суварского
языка и культуры. Таким образом, еще
накануне монголо-татарского нашествия
в составе раннефеодального Болгарского
государства происходит этнополитическая
консолидация различных болгарских
племен в более или менее единую
народность со своим общим языком, как
полагают, чувашского типа, игравшем роль
государственного языка.
В
предмонгольскую эпоху (т. е. до XIII в.) достаточно
определенно были известны
не только этнонимы финно-угорских племен (мокша,
эрзя, мари, меря, мурома,
мещеры, ары-удмурты), но и основные
территории их обитания. В то же время
полностью отсутствовали на этнической
карте региона «чуваши», как и «татары»,
а речь в источниках идет в эту эпоху
только о «волжских болгарах». Иначе говоря,
в среде болгарской общности, включавшей
племена сувар, берсула, эсегелей,
темтюзей, расселенных, повидимому, не на
строго очерченных территориях (источники
их с трудом локализуют),
шел процесс консолидации их в один
этнос.
В
правобережной части Волжской Болгарии проживали
эсегели (искил, аскл,
ашкль), центром этого племени являлся г.
Ошель, и темтюзи, занимавшие район
современных Тетюш. На карте Махмуда Кашгарского (XI в.)
на правобережье помещены также и сувары, которые
здесь начали селиться, возможно, еще
в X—XI вв.
Местными административными центрами в X-XI вв.
были Тигашевское городище и другие
укрепленные
пункты.
Столицей
государства до середины XII в. был город Болгар,
расположенный на левом берегу Волги, а во
второй половине XII
—
начале XIII
в.
— город Биляр. Кроме того, имелись другие
города -Сувар
на реке Утке, Ошель на правобережье Волги,
Джукетау (Жукотин, т. е. «Чукту») на левобережье Камы,
Нохрат на реке
Актае, Керменчук, Тухчин и др. Как предполагают
ученые, предшественником средневековых Чебоксар тоже было болгарское
поселение.
Город
Сувар, по предположению А. М. Ефимовой, возник
как крепость одного
из крупных болгарских племен. На карте
Фра-Мауро 1459 г. на месте нынешнего города
Чебоксары указан город «Ве-да-Суар». Исследователи
закономерно задаются
вопросом — не являются ли основателями города
выходцы из Сувара на левобережье Волги? При
этом делается ссылка на то, что в д. Сихтерма
Алькеевского
района Татарстана зафиксировано предание о гибели города
Сувар. В нем рассказывается,
как монголо-татарские войска,
захватив город, разгромили и сожгли его.
Однако часть населения Сувара и окрестных
деревень спаслась бегством. Переправившись
на правый берег Волги, сувары укрылись в
лесах.
Города
имели дубовые крепостные сооружения. По
сообщению Ал-Гарнати (нач.
XII в.), «...Булгар тоже огромный город, весь построенный из сосны, а городская стена — из дуба». Дома и постройки
в городах были тоже сплошь деревянными.
Каменное зодчество в Болгарии
возникло в конце XIII
в.
Волжская
Болгария до монгольского завоевания представляла собой
раннефеодальное государство с сильными
пережитками родового строя и элементами рабовладения. «Простой народ» представляли главным образом земледельцы, а также скотоводы. О повинностях «простого народа», за неимением более достоверных данных, можно судить по отзывам
Ибн-Фадлана, секретаря посольства Багдадского
халифа Муктадира к хану Алмушу в 921—922 гг. Другой
арабский писатель,
Ибн-Русте, писал, что болгары «подать
царю своему платят лошадьми и другим. От
всякого из них, кто женится, царь
берет по верховой лошади. Когда приходят
к ним мусульманские купеческие
суда, то берет с них пошлину — десятую
часть товаров».
Пережитки
родовых отношений ощущались почти во всех
областях жизни и быта Болгарии. Например, по словам Ибн-Фадлана,
у болгар дед имел больше прав на внуков, чем
их отец — на сыновей;
имущество после умершего наследовал
брат, но не сыновья и т. д.
Политический
строй Волжской Болгарии
можно охарактеризовать как раннефеодальную
монархию. Под властью хана-эльтебера
находились местные «ца Алмушу в 921—922 гг. Другой арабский писатель,
Ибн-Русте, писал, что болгары «подать
царю своему платят лошадьми и другим. От
всякого из них, кто женится, царь
берет по верховой лошади. Когда приходят
к ним мусульманские купеческие
суда, то берет с них пошлину — десятую
часть товаров».
Пережитки
родовых отношений ощущались почти во всех
областях жизни и быта Болгарии. Например, по словам Ибн-Фадлана,
у болгар дед имел больше прав на внуков, чем
их отец — на сыновей;
имущество после умершего наследовал
брат, но не сыновья и т. д.
Политический строй
Волжской Болгарии можно
охарактеризовать как раннефеодальную
монархию. Под властью хана-эльтебера
находились местные «цари» — правители
отдельных частей государства,
наместники и военачальники. Эльтебер имел дружину и
ополчение.
Волжская
Болгария имела политические
и торговые связи с Хорезмом, Багдадским
халифатом, Сасанидским государством в Средней Азии. В Болгарии существовали
фактории русских купцов. Между Киевской
Русью и Болгарией в 1006 г. был заключен
торговый договор.
В
конце XI в. начались военные столкновения
Болгарии с Северо-Восточной Русью,
Противоречия между ними возникали из-за
земель по Оке и ее притокам, а также по
поводу добычи пушнины на Севере
и торговли с Востоком. Столкновение
интересов приводило к военным конфликтам.
«В те же времяна [в 1088 г.] были на Волге и
Оке разбои, — пишет русский историк В. Н. Татищев, — и многих
болгар,
торгуюсчих пограбили и побили. Болгари же присылали
ко князю Ольгу и брату его Ярославу просить
на разбойников, но не получают управы и
взятого, пришедшие
с войски. Муром взяли и пограбили, а
села пожгли». Тяжелые последствия для Болгарии
имел поход русских князей в 1220
г., в результате которого был разрушен
Ошель — центр племени эсегелей, город, к
которому тяготели южные районы
современного Чувашского Поволжья. После
этого разорения Ошель уже не восстанавливался.
В
противоборстве с владимиро-суздальскими
князьями на стороне болгар действовали зависимые от них марийские,
удмуртские и мордовские племена. После
1220 г, болгарский хан трижды отправлял своих
послов к русским князьям с предложением заключить мир, но согласия
так и не было получено. И только в 1229 г.,
накануне монголо-татарского нашествия,
Северо-Восточная Русь и Волжская
Болгария установили добрососедские
взаимосвязи. Между болгарами и русскими
княжествами существовали не только
торговые, но и довольно прочные политические
контакты, скрепленные браками
между русскими князьями и болгарской
знатью. Известно, например, что жена князя
Андрея Боголюбского была болгаркой.