Н. В. ЧЕРТОВА

    Много теплых слов сказала о чувашах современая русская писательница Надежда Васильевна Чертова.

    Н. В. Чертова родилась в 1903 году в селе Державине Куйбышевской области. Она является автором книг «Горькая пена», «Огненная земля», «Узлы», «Огнеупор», «Черный Орел», «Разрыв-трава», «Клавдия».

    В октябре 1940 года Н. В. Чертова вместе с русскими поэтами и писателями А. Жаровым, А. Минихом, В. Гроссманом, С. Островым присутствовала на юбилейных торжествах, посвященных 50-летию со дня рождения основоположника чувашской литературы К. В. Иванова. 20 октября на конференции чувашских писателей Н. В. Чертова произнесла теплое слово об авторе «Нарспи». В этом же году в журнале «Литературный критик» Н. В. Чертова опубликовала статью о классике чувашской литературы «Певец «Нарспи». С большой любовью писательница рассказывает русским читателям о судьбе чувашского поэта, о его учебе и работе, о его разнообразных дарованиях и литературных интересах, проявившихся в Симбирской чувашской школе, где классик чувашской литературы продолжал жадно учиться у классиков русской литературы, читал А. С. Пушкина, Г. Гейне, Гете, Байрона, Н. А. Некрасова и Л. Н. Толстого, а через несколько лет вместе с Н. В, Шубоссинни упражняется в переводе на чувашский язык произведений Л. Толстого, Аксакова, Лермонтова и др.

    Писательница рассказывает о бесправной доле женщины-чувашки в прошлом, о тяжелой судьбе чувашского народа, который «пахал жалкие клочки земли деревянными сохами, о том, как в курных избах свирепствовали нужда, грязь, трахома», о преследовании любимого поэта парода, песни которого, напечатанные без указания его имени, распространяются по всей чувашской земле. «Высшее школьное начальство,— пишет Чертова,—не допускало и мысли о том, чтобы чувашский «полудикий» народ мог иметь своего поэта. Да и кроме того, одно имя Иванова, как бунтовщика, могло бы навсегда погубить самую идею издания книги».

    Встречаясь с чувашами в различные периоды своей жизни, Н. В. Чертова в своих художественных произведениях вывела эпизодические образы чуваш, рассказала об их пробуждении к новой жизни, о стремлении их к культуре. В романе «Разрыв-трава» писательница создала образ комиссара - чуваша Уньшикова, который организует бедняков на борьбу за советскую власть, борется против кулаков и белых казаков.

    В романе «Огнеупор» писательница рисует образы чувашских девушек, приехавших в город на стройку. Они неграмотные, но они рвутся к свету. Стихи, присланные подругой, до слез трогают неграмотную чувашскую девушку Агриппину, она хорошо понимает красоту, складность поэтической речи, гордится своим родным языком.

    Русская писательница отмечает трудолюбие, любознательность чуваш, стремление выйти из вековой отсталости, их активное участие в строительстве социалистического общества.

Вверх ]

Сайт управляется системой uCoz