Н. С. АРЦЫБАШЕВ

        Известный поэт и историк начала XIX столетия, член «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» Николай Сергеевич Арцыбашев был уроженцем нашей республики и продолжительное время жил и работал среди чуваш.

        Н. С. Арцыбашев родился 1 декабря 1773 года в д. Мамино Цивильского уезда (ныне Цивильский район) в семье помещика. Одиннадцати лет Арцыбашев остался круглым сиротой и был взят на воспитание своим дядей по матери, Петром Яковлевичем Чернявским, который отдал его учиться в один из петербургских немецких пансионов. По окончании этого пансиона в 1793 году Арцыбашев поступил на военную службу в лейбгвардии Се­меновский полк. В годы царствования Павла I он был переведен прапорщиком в Казанский гарнизон. Арцыба­шев был хорошо образованным человеком и тяготел к литературным и ученым занятиям. Служба в армии, особенно в период господства павловско-прусской системы, была ему не по душе, и он в самом конце прошлого столетия вышел в отставку и возвратился в Цивильск. Поселившись в своем родном имении, Арцыбашев целиком отдается литературным занятиям, изучает историю, литературу, интересуется общественно-политическими вопросами и событиями эпохи, значительное внимание уделяет вопросу просвещения народа. В молодости Арцыбашев принадлежал к кружку масонов, затем сближается с передовыми литераторами. Находясь в Казани, он подружился с профессорами Казанского университета и с известными казанскими литераторами того времени Г. П. Каменевым, С. А. Москотильниковым и другими. Г. П. Каменев был хорошо известным в то время поэтом из купеческой среды. Своей балладой «Громвал» он вошел в историю русской литературы как зачинатель нового романтического направления, получившего расцвет в творчестве В. А. Жуковского. Особенно активным общественным деятелем и литератором в Казани был С. А. Москотилышков. Он организовал вокруг себя литературное общество, куда вошли директор главного народного училища в Казани И. И. Чернявский, Н. С. Арцыбашев, поэт Г. П. Каменев. Позднее к обществу примкнули и другие местные любители литературы.Перечисляя членов кружка С. А. Москотильникова и Г. П. Каменева, проф. Н. К. Пиксанов пишет: «Особо следует отметить цивильского помещика П. С. Арцыбашева, знатока русской истории, автора критического свода летописей, известного антагониста «Истории государства Российского», критику коего на Карамзина так ценят позднейшие историки. Любопытно, что начало возражений Арцыбашева Карамзину появилось в местном органе — в «Казанском Вестнике» 1822 года. И Арцыбашев большую часть своей жизни прожил в провинции, в Цивильске и Казани».

        Члены названного литературного кружка на его заседаниях читали свои собственные произведения, а также переведенные ими произведения западноевропейских писателей. Особенно большой популярностью среди казанских литераторов того времени пользовались Г. П. Каменев, Н. С. Арцыбашев и переводчик «Освобожденного Иерусалима» Торквато Тассо С. А. Москотильников. Все они были тесно связаны между собой, часто видались, обсуждали литературные, исторические и политические вопросы.

        Есть основание полагать, что желание уйти в отставку у Арцыбашева появилось под влиянием Москотильникова и членов его кружка. Казанские литераторы начала Х1Х-го века были довольно инициативными людьми. Не считаясь со своей отдаленностью от культурных центров тогдашней России — Москвы и Петербурга, — они образовали в провинции своеобразный  культурный центр, который оказывал свое влияние на местных образованных людей. По словам исследователя казанской старины известного профессора Казанского университета Е. А. Боброва, мы знаем, что «четыре члена интимного москотилы-шковского кружка -- С. А. Москотильников, Г. П. Каменев, Н. С. Арцыбашев и И. И. Чернявский, около 1801 года задумали издать в Казани литературный сборник, заключающий в себе произведения всех названных членов кружка. «Мы не знаем, — пишет Е. А. Бобров, — по каким причинам это намерение их не осуществилось. Не сохранилась и рукопись предполагаемого сборника». Названные члены кружка серьезно были подготовлены к изданию сборника, у них было уже все готово, однако сборник не вышел. По своему характеру сборник должен был представлять произведения, изображающие великие дела, «возвышающие человечество», а также и неприглядные стороны действительности. Программа сборника издателями кратко определена так: «Под мирным кровом простоты, далеко устраняющейся от шума, сопровождающего блестящую пышность, в те сладкие минуты, когда нежное дружество, разделяя ощущения сердец, между собою близких, приводило в забвение превратности жизни, когда в тихой беседе душа, растроганная изображением или великих дел, возвышающих человечество, или зла, бросающего черную тень на картину нравственного бытия, предавалась попеременно и приятным восторгам, и горестным впечатлениям, полнота сих чувствований образовала собранные здесь опыты упражнений четверых жителей Казани». У издателей, вероятно, было собрано литературы в достаточном количестве, они не хотели ограничиваться изданием одного сборника. В посвящении к сборнику они обещали, что «если нахмуренное чело критики не лишит надежды в одобрении, вторая книжка будет следовать за первою». Трудно сейчас определить причину, почему сборник казанских литераторов не вышел в свет. Вполне возможно, что авторы сборника в своих произведениях могли выразить радикальные взгляды, неугодные тогдашней цензуре, и последняя не дала ходу сборнику. В пользу этого мнения говорит и тот факт, что кружок казанских литераторов вскоре примкнул к кружку мо­лодежи, образованному 15 июля 1801 года в Петербурге, который первоначально назывался «Дружеским обществом любителей изящного», а позднее получил название «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств».

        Членами «Вольного общества» были молодые люди, окончившие гимназию, «находившуюся при Академии наук: И. М. Бори, В. В. Попугаев, В. В. Дмитриев, А. Г. Волков, В. И. Красовский и М. К. Михайлов». В числе членов общества преимущественно были разночинцы, восторженные поклонники А. Н. Радищева: И. П. Пнин, А. X. Востоков, сыновья А. Н. Радищева—Николай и Василий и др. «Вольное общество» объединяло людей, живущих передовыми идеями, противников деспотизма и произвола, мечтающих о вольности, равенстве и справедливости. Особенно недовольны были они произволом и самодурством царя Павла. В своих произведениях призывали убить тирана, воспевали древних тираноборцев. Весть об убийстве Павла они встретили восторженно. Оправдывая цареубийцев, А. X. Востоков писал в «Оде достойным»:

        Нет, — кто, видев как страждет отечество.

        Жаркой в сердце не чувствует ревности

        И в виновном остался бездействии,—

       Тот не стоит моих похвал.

       Но кто жертвует жизнью, имением,

       Чтоб избавить сограждан от бедствия

       И доставить им участь счастливую,—

       Пой, святая, тому свой гимн!

        Если мужество, благоразумие-.

      Твердость духа и честные правила

       Совместилися в нем с милосердием,—

       Он воистину есть Герой!

     О, коль те в нем находятся качества,

     Он составит народное счастие:

      Поздних правнуков благословение

    Будет в вечность за ним идти.

        Жизнь А. Н. Радищева поэты - радищевцы рассматривали как мужественный подвиг во имя правды и свободы. В стихотворении «На смерть Радищева» Пнин называет писателя-революционера человеком, жертвовавшим собою для «общих благ», сердце которого добром дышало. Пнин создал благородный образ писателя-гражданина:

Кто был отечеству сын верный,

Был гражданин, отец примерный,

И смело правду говорил,

Кто ни пред кем не изгибался,

До гроба лестию гнушался,

Я чаю, тот — довольно жил.

        Приведенные стихи наглядно показывают, какие идеи господствовали в «Вольном обществе любителей словесности, наук и художеств». И вот в это общество в 1802 году, по представлению Д. И. Языкова, был принят в члены-корреспонденты общества наш земляк Н. С. Арцыбашев. Из казанских литераторов несколько раньше членом-корреспондентом «Вольного общества» стал поэт Г. П. Каменев. В феврале 1803 года Языков же предложил в члены общества И. И. Чернявского, члена москотильниковского кружка. Действительными членами зачисляли тех, кто жил б Петербурге, а иногородних -- членами-корреспондентами. Девизом общества было: «Согласием растут малые дела, несогласием — уничтожаются великие дела». Общество объединяло людей разночинно-демократического происхождения и интеллигентного труда.

        Действительные члены и члены-корреспонденты «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» помещали свои произведения в органе общества — «Периодическом издании». Н. С. Арцыбашев был одним из активнейших сотрудников этого альманаха. В 1804 году цензор общества А. X. Востоков отобрал для печатания в «Периодическом издании» стихотворение Арныбашева «Добродетель», прозаические произведения «Лепа» и «Отрывки из путешествий». Кроме того, Востоков отклонил от печатания ряд стихотворений Н. С, Арцыбашева («Скука», «Временщик», «Послание к Г. Р. Державину»), представленных поэтом в общество. Все это говорит о том, что Арцыбашев в молодости много внимания уделял литературным занятиям.

        В начале 1800-х годов Арцыбашев жил в Цивильском имении, изредка выезжал в Казань и Петербург. Он знакомил членов общества не только со своими произведениями, но и с произведениями своих казанских товарищей. Так, «17 июня 1805 года он представил обществу перевод прозою первой песни «Освобожденного Иерусалима» Т, Тассо от имени губернского стряпчего в Казани С. А. Москотильникова, желавшего поступить в число корреспондентов общества».

        Н. С. Арцыбашев, полностью разделяя взгляды передовых членов «Вольного общества» —радищевцев. писал свободолюбивые стихотворения. В них, как и в произведениях других радищевцев, звучат мотивы, направленные против злодеев, тиранов, сидящих на троне:

Виновен ли создатель света,

Что гордость здесь, корысть обман;

Что чтут пророком Магомета,

На троне царствует тиран?

Что ханжества костры пылают?

Что мир войны опустошают?..

(«Слепой случай»),

        Заслугой поэтов - радищдевцев является прославление Человека, его силы и разума. В то время, когда крепостники-помещики бесчеловечно угнетали крепостных крестьян, продавали их, как скот, выменивали на собак, прославление Человека среди этого бесправия и насилия было высоким гражданским подвигом. Возвеличивая человека вообще, они призывали уважать его, ценить его роль в жизни. Они рассматривали человека как создателя материальных и культурных ценностей. Они утверждали, что человек своими творениями завоевал себе право па бессмертие. Одно из своих стихотворений Н. С. Арцыбашев так и назвал «Бессмертие», с которым был знаком великий русский математик Н.И.Лобачевский. Воспевая  Человека-творца  Арцыбашев писал в названном стихотворении:

Природы сильный обладатель, 

Стихий угрюмый властелин,

 Зверей свирепых обуздатель, 

 Умом и делом исполин,

 Которого лишь мановенье,

Дает перунам направленье,

Уставы пишут естеству,

Который мыслию единой,

Связуя действия причиной,

Себя приблизил к божеству.

        По мнению Арцыбашева, человек завоевывает себе бессмертие своим трудом, и трудом же приносит он пользу народам:

По правилам земли законов

Давно истлел уж труп Невтонов;

Но что он сделал, то живет

И будет жить па свете вечно;

Когда ж творенье бесконечно,

То как творец его умрет?

        Взгляды Арцыбашева на Человека-творца перекли­каются со взглядами наиболее прогрессивных поэтов «Вольного Общества». Почти в духе Арцыбашева писал о Человеке Воетоков:

Земной превыше атмосферы

Взносись, Царь мира, Человек!

Расширил ты познаний сферы,

К началам всех вещей востек;

Как луч, проник твой взор сквозь бездны,

Ты круги облетаешь звездны,

Их испытуя вещество:

Тобою взвешен мир, измерен,

Высок твой ум, рассудок верен,

Свое постиг ты естество.

        Прославляя роль человека в познании жизни, радищевцы приходили к выводу о необходимости распространения просвещения, отмечали бессмертие трудов ученых и всепостигающую силу человеческого разума. Так, укреп­ляя свою веру в науку, Арцыбашев в оде «Слепой случай» восклицал:

Глас правды, разума священной,

Твердись всегда в душе моей!

Как гром раздайся во вселенной

И врежься ты в сердца людей!...

        «Тема «человека-зиждителя», деятеля и творца, ревнителя «истины» и гражданского героя, -- пишет проф. Вл. Орлов,— самой логикой своего развития приводила радищевцев к постановке вопроса о внутренней, духовной жизни, идейных исканиях и горькой судьбе реального, притом русского, человека, заявившего себя противником существующего порядка вещей, воспитывающего в себе новую мораль, воплощающего новый тип общественного поведения».

        Радищевцы выдвигали вопрос о положительном герое, который, по их пониманию, должен был быть человеком высокого гражданского долга, действиями которого руководили бы высокие идеи служения обществу. Разрешая эту проблему, поэты и писатели «Вольного общества» разрабатывают в своих произведениях гражданственно-патриотическую, героическую тематику. Источниками при создании героических образов явились для радищевцев русская история, «Слово о полку Игореве», «Древние российские стихотворения» Кирши Данилова, «Русские сказки, содержащие древнейшие повествования о славных богатырях, сказки народные и прочие, оставшиеся через пересказывания в памяти, приключения» В. А. Левшина и др. Так, например, разрабатывая эту тематику, создали богатырские повести Н. А. Радищев («Алеша Попович» и «Чурила Пленкович»), А. X. Востоков («Светлана и Мстислав», «Певислад и Зора»), Н. С. Арцыбашев («Рогнеда, или разорение Полоцка»), И. Г. Аристов («Патриот») и др.

        Н. С. Арцыбашев на титульном листе своей повести «Рогнеда, или разорение Полоцка» писал:

...Одна любовь к отечеству

Движет пером моим.

        Патриотическое чувство было свойственно всем радищевцам, этим же чувством руководствовался и уроженец нашей республики радищевец Н. С. Арцыбашев. В молодости Арцыбашев вращался среди передовой русской мо­лодежи, в своих произведениях он поднимал те же про­блемы и мотивы, которые были присущи передовым поэтам «Вольного общества» — радищевцам. Хотя поэты - радищевцы в своих произведениях не сумели подняться до революционно - материалистических взглядов Радищева, но они явились первыми продолжателями его традиций в литературе. «Связывая свою деятельность с задачами защиты насущных, жизненных интересов русского народа, осмысляя эти задачи в свете патриотических и освободительных идей,— отмечает проф. Вл. Орлов,— радищевцы стремились создать боевую, высокоидейную, гражданственную литературу, способную воодушевлять человека на борьбу и на подвиг во имя высоких и благородных целей». Этими стремлениями был воодушевлен и наш земляк Н. С. Арцыбашев, внесший вместе со своими друзьями «радищевцами» известный вклад в развитие гражданских традиций А. Н. Радищева.

        Члены «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» обладали широкими научными интересами. Они занимались литературой (русской, немецкой, английской, итальянской и «ишпанской»), философией, математикой, химией, историей, архитектурой, физикой, исторической живописью, горной наукой и т. д. Н. С. Арцыбашев занимался русской, французской, немецкой, итальянской и «ишпанской» литературой и историей. Позднее Арцыбашев полностью отдается занятиям по истории и завоевывает на этом поприще большую известность. Им написаны многочисленные статьи по истории России, как, например, «О первобытной России и ее жителях», «Приступ повести о русских», «О степени доверия к истории, сочиненной кн. Курбским», «О свойствах царя Ивана Васильевича», «О старом городище Казани» и многие другие. В 1828—1829 гг. в «Московском вестнике» Погодина Н. С. Арцыбашев помещал свои критические «Замечания на «Историю Государства Российского» Карам­зина. В этих статьях Арцыбашев выступал против извращения фактов и тенденциозного истолкования событий историками начала XIX века, в частности Н. М. Карамзи­ным. По прочтении первых томов «Истории» Карамзина Н. С. Арцыбашев в письме к своему другу Д. И. Языкову от 8 июня 1818 года писал: «Третьего дни получил я «Историю» Карамзина, разрезал листы ее с жадностью и принялся читать со вниманием. Что ж представилось глазам моим? Ей-ей не верю еще до сих пор сам себе — безобразное смешение посторонщины, недоказательности, безразборности, болтливости и преглупейшей догадочности! Думаешь читать о русских, но сталкиваешься с гуннами, татарами, аланами. И бог знает какими еще народами, которых деяния описываются, как будто бы они принадлежали к деяниям русских... Вот тебе историограф и давно ожиданная история! Читай народ русский и утешайся!..

    ...Как гражданин и отчизнолюбец, я пищу его (мнение об «Истории» Карамзина — Е. В.) с сокрушением сердечным. Что подумают о нас народы просвещенные, когда с критикой прочтут ее? По милости старой ключницы, которая, сидя на печи, давила тараканов и всенародно рассказывала глупые сказки, сочтут и нас сказочниками. У меня сердце кровью обливается, когда я об этом подумаю».

    В свое время критические статьи Арцыбашева возбудили толки в обществе и вызвали полемику против автора их. П. А. Вяземский высмеял его в едкой сатире. Сам Карамзин презрительно отзывался об Арцыбашеве. Однако передовые историки того времени иначе относились к критическим замечаниям Арцыбашева. Известный археолог П. М. Строев возражал против едкой сатиры Вяземского, а издателю сочинений кн. Курбского Устрялову советовал прочитать весьма «дельные замечания» Арцыбашева в «Вестнике Европы» 1821 года, а самого Арцыбашева называл первым археологом того времени. Против Карамзина с поддержкой взглядов Арцыбашева выступали передовые общественные и литературные деятели, высоко отзывались о трудах его декабристы. В своем дневнике 10 января 1833 г. Кюхельбекер записал: «Очень дельная статья Арцыбашева «Два съезда князей» (отрывок из Нестора). Как тут все жива и хорошо. Кажется, что все видишь: не лучше ли это наших так называемых прагматических историй?»... «Наконец попалась мне статья довольно путная в «Вестнике Европы» «Изяслав 2 или средина ХП-го столетия в России», статья Арцыбашева. Это отделение нашей истории удачно впоследствии обработано Полевым, но я уверен, что Арцыбашева труд ему был полезен.»  А 10 февраля того же года Кюхельбекер отмечает; «Статьи Арцыбашева должны быть очень полезны для отечественной истории». Произведениями Арцыбашева интересовался А. С. Грибоедов, который в письме к В. Ф. Одоевскому просил прислать ему: «Калайдовича «Памятники древней российской словесности» и Арцыбашева».

        Н. С. Арцыбашев был вдумчивым, серьезным историком, он стремился к объективному изложению исторических событий. Руководствуясь девизом «Истина тем подозрительнее, чем украшеннее и тем милее, чем простее», Арцыбашев рассказывал о прошлом России правдиво, простым языком, не допуская искажений в угоду каких-либо тенденций. Вот почему его «Повествование о России» передовые современники, любители истины, всегда ставили выше «Истории» Карамзина. Младший совре­менник Арцыбашева художник А. А. Иванов в 1846 году писал проф. Шевыреву, защитнику и охранителю монар­хии: «Вы против Арцыбашева? Я не знаю, что тут сказать, а мне он нравится более Карамзина... У Карамзина прекрасным русским слогом, очень вежливо и учтиво, выглажены остроты, оригинальности и резкости, так что все, что сзади текста (выписки из летописей и пр.), то лучше самой книги».

        По своим политическим взглядам и таланту Н. С. Арцыбашев был умереннее своего учителя А. Н. Радищева, он не пошел дальше морального осуждения деспотизма и бесправия.

        Кроме своих занятий по литературе и истории, Арцыбашев продолжительное время был занят делом народного образования. В 1810-х годах он был сначала почетным смотрителем Ядринского народного училища, а затем Ядринского уездного училища. На этом посту он дослужился до чина коллежского асессора. Арцыбашев оказывал значительную помощь Ядринскому училищу по оборудованию и по налаживанию работы в нем.

        22 августа 1821 года Арцыбашева назначили почетным смотрителем Чебоксарского училища, на этом посту он находился до 1832 года. Живя среди чуваш и занимая должность почетного смотрителя Ядринского и Чебоксарского училищ, Н. С. Арцыбашев имел возможность познакомиться с жизнью и бытом чувашского народа и повлиять на его культурное развитие. Он был большим поклонником распространения просвещения в захолустных краях Российской империи.

        Н. С. Арцыбашев умер 27 августа 1841 года от апоплексического удара и похоронен в селе Рындино Цивильского района.

Вверх ]

Сайт управляется системой uCoz