В первой половине XV в. Золотая Орда распалась. В течение 1420—60-х гг. от нее отделились Сибирское, Крымское, Казанское, Узбекское ханства, Ногайская Орда и Большая Орда.
В 1430-е гг. в Среднее Поволжье прибыло войско бывшего золотоордынского хана Улу-Мухаммеда, который в 1438 г. провозгласил создание ханства с центром в Казани. Основой установившегося режима являлись кыпчакско-татарские феодалы.
Границы
Казанского ханства не везде были устойчивы, но
Чувашский край полностью
входил в состав ханства, западные границы которого
проходили по р. Суре.
Кроме кыпчако-татар, население ханства составляли болгаро-чуваши, марийцы, значительная часть мордвы и удмуртов, небольшое число башкир. Татары поначалу не преобладали, но их численность постепенно увеличивалась за счет притока со стороны и за счет ассимиляции, прежде всего болгаро-чувашей. Большинство феодалов, духовенство, все чиновники, основной состав войска, значительная часть торгового и ремесленного люда были из татар.
Преобладающая часть населения ханства занималась сельским хозяйством.
В 1370 г. столицей нового государства, на Волге стала Казань. При этом следует отметить, что ее каменные кремлевские стены были возведены только после присоединения ханства к России.
В
Казанском ханстве верховным собственником
всей земли считался хан, часть земельных угодий
находилась в его личном владении. Хан в
качестве верховного
собственника раздавал феодалам (эмирам,
мурзам, бикам, тарханам, шейхам)
право сбора ясака с определенных территорий
за военную, административную
и иную службу.
Основную массу болгаро-чувашского населения ханства составляли черные ясачные люди (хура халах), жившие общинами и платившие ясак и подати. Между тем большинство татар являлись мелкими служилыми людьми и податей не платили, а несли только военную службу и имели земельные наделы. Ясачных людей из татар не было. Ясачные чуваши управлялись своими сотными и десятными князьками, которые жили в тех же крестьянских общинах, имея небольшие хозяйства.
Немалую
часть трудового населения составляли
чура (рабы), представлявшие собой,
главным образом, военнопленных.
Ханство
делилось на 6—7 наместничеств — даруг,
управляемых крупными эмирами.
«Даруга» — административная единица
(ср. чув. тарах — сторона, край). Даруги
делились на улусы и сотни, во главе
которых стояли татарские или местные
феодалы. (После завоевания Казани русские «даругу»
превратили в «дорогу»).
Основная масса чувашей обитала на Горной стороне Волги, в северной части современной Чувашии. В юго-восточной части ее территории в конце XIV — первой половине XV в. не сохранилось населенных пунктов. Чувашские крестьяне использовали пахотные земли на этой территории от случая к случаю, наездом. Большое количество чувашей проживало также и на левобережье Волги. Территория восточнее Казани, где было расселено значительное количество болгаро-чувашей, так и называлась «Чувашская даруга».
На территории
Чувашии с конца XIII
в.
был только один город — Веда-Суар. В
русских летописях под 1469 г. он назывался «Чебоксары».
Здесь останавливались русские войска
во время похода на Казань.
Казанские феодалы в большинстве случаев жили в городе Казани. В силу этого влияние татарского языка, обычаев ислама на чувашей на Горной стороне Волги было слабым и охватывало в какой-то мере лишь мелкофеодальную верхушку, которая, находясь в унизительно-подчиненном положении, вынужденно отатарилась, ибо только при условии перехода в мусульманство она могла рассчитывать на получение титулов мурзы и тархана. Ясачными чувашами управляли назначаемые сверху татарские наместники и чиновники, а также чувашские окружные князья (ёмпу), князьки (пу), сотники (серпу), десятники и тарханы (вунпу).
Важной статьей доходов казанского хана был ясак (десятинная подать), собиравшийся натурой и деньгами, и многочисленные налоги и подати. Ясак был очень обременителен. Недаром в 1551 г., изъявляя желание войти в состав Русского государства, горные люди просили Ивана IV, чтобы он им «в ясаках полегчил». Помимо этого, ясачные чуваши привлекались к строительству крепостей и укреплений, выполняли ямскую, дорожную, постойную и военную повинности. Немецкий дипломат Зигмунд Герберштейн писал, что «царь этой страны (Казанского ханства. — Авт.) может располагать 30000 воинов, преимущественно пеших, между которыми черемисы и чуваши самые искусные стрелки».
Мурзы и князья владели селами и деревнями, названия которых совпадали с их родовыми и личными, что находит отражение и в топонимии Чувашского края. Например, согласно преданиям, чувашская деревня Уразметово (Козловский р-н) ведет свое название от имени правившего здесь злого чувашского тархана Уразмедя, принявшего ислам и силой принудившего перейти в эту веру многих местных чувашей.
В Казанском ханстве среди чувашей насильственно насаждался ислам. Этой участи подверглась значительная часть левобережных чувашей. Компактно жившие правобережные чуваши более успешно сопротивлялись татарской ассимиляции.
Сто с лишним лет военные действия между русскими и казанскими войсками разворачивались на территории Чувашии. Согласно данным летописей, с 1439 по 1549 г. по чувашской земле казанцы шли походом против русских 31 раз, а русские проходили на Казань или в пределы ханства 33 раза. Летописи сообщают о сражениях на чувашской земле в 1467, 1468, 1469, 1470, 1487, 1506, 1508, 1523, 1524, 1530, 1547 гг. Походы и военные действия вместе с систематическими набегами южных, в основном ногайских кочевников, разоряли чувашей, приносили им неисчислимые бедствия, губили множество людей.
Естественно, что в чувашском народе росло стремление избавить свою землю от разорительных военных действий, освободиться от угнетения со стороны казанских ханов и феодалов.