В.
И. ДАЛЬ
|
Автор «Толкового
словаря живого великорусского языка» и сборника «Пословицы
русского народа» В.
И. Даль был известным русским писателем
в середине XIX столетия. В своих произведениях,
пользовавшихся большим
успехом у читателей того времени, он
рассказывал о жизни
и быте простого русского народа. Теперь
его рассказы и
очерки представляют историческую и этнографическую ценность. Много
путешествовавший по России,
Даль побывал и в чувашских селах и
посвятил один из
своих рассказов изображению жизни и
обычаев чуваш.
Владимир Иванович
Даль родился в 1801 году в г. Луганске, где его отец работал врачом
при литейном заводе.
Датчанин по происхождению, рано
оставивший свою родину, отец Владимира
Ивановича Даля был разносторонне образованным
человеком.
Когда Владимиру Далю
исполнилось 13 лет, его отправили учиться в Морской
кадетский корпус, В корпусе требовали
строгого выполнения каждого пункта
военного устава, часто секли
розгами. Впоследствии В. И. Даль написал повесть «Мичман
Поцелуев», в которой отразил свои детские и юношеские годы. В. И. Даль
был очень наблюдательным
человеком. Будучи еще в Морском корпусе,
он замечал, что образованные люди
говорят по-русски
не так, как говорит простой народ. Он
удивлялся сжатости, краткости, ясности языка
простого народа, видел
недостатки русской грамматики, «составленной
на чужой лад».
По свидетельству
декабриста Д. И. Завалишина, товарища Даля по Морскому корпусу,
Владимир Иванович еще будучи кадетом
занимался литературой. Сначала он писал стихи, в которых
старался избегать иностранных слов и оборотов. После
окончания Морского корпуса Даль был
направлен в Черноморский флот. Живя в
Николаеве, он занимался охотой,
собирал народные песни, сказки, пословицы
и поговорки, писал стихи. Вскоре он
вынужден был
оставить Черноморский флот и переехать
в Кронштадт. В 1826 году он вышел в отставку и
поступил учиться
в Дерптский университет, где учился
вместе с известным
хирургом Н. И. Пироговым на медицинском факультете.
После окончания университета В. И. Даль принимал
участие как врач в войне с Турцией (1829 г.) и с Польшей (1831 г.),
затем поступил ординатором в
Петербургский военно - сухопутный
госпиталь, где сделался
замечательным хирургом, медицинской
знаменитостью
Петербурга. Столкнувшись с
неприятностями в медицинском
мире, в 1833 г. он оставил медицинскую
службу и по приглашению В. А. Перовского,
брата писателя Антона Погорельского,
поступил чиновником особых
поручений при Оренбургском генерал-губернаторе.
К этому времени
Казак Луганский (псевдоним В. И. Даля)
был уже известным писателем, автором
сказок, народных рассказов, которые высоко ценили
Пушкин и его современники,
а также В. Г. Белинский и И. С. Тургенев. В
Оренбурге Даль встретился с приехавшим
туда А. С.
Пушкиным, помогал ему в сборе материала
о Пугачеве, вместе
с поэтом разъезжал по пугачевским
местам, В 30-х годах он написал «Солдатские
досуги», адресуя их грамотному русскому
человеку из низших слоев. Возвратившись
в Петербург в 1841 году, Даль сделался
видным чиновником
Министерства внутренних дел, под
началом: которого здесь некоторое время служил И.
С. Тургенев. В эти годы Даль создал
реалистические произведения, как, например,
«Петербургский дворник», повесть «Павел.
Алексеевич Игривый»,
которыми содействовал укреплению «натуральной школы» 40-х годов.
В 1849 году Даль по
состоянию здоровья вынужден был оставить Петербург и получил место
управляющего удельной
конторой в Нижнем Новгороде. Здесь он занимался литературой, собирал
народные песни и пословицы.
В Нижнем Новгороде он написал «Матросские
досуги», изучал
местные говоры, готовил сборник русских пословиц.
Будучи управляющим
удельной конторой, В. И, Даль бывал в селах и деревнях
губернии, оказывал нуждающимся медицинскую помощь: лечил и людей,
и скотину... много сделал он
глазных операций, давал врачебные советы.
Ближайший его товарищ П. И. Мельников (А.
Печерский) так вспоминал о его общении с
народом: «Мне нередко доводилось бывать
в разных селениях, при разговорах его с крестьянами об их
быте, хозяйстве и т. п. Было
чему и было у кого поучиться, как надо
говорить с русским простолюдиным. И как
любил народ ласкового, всегда
справедливого, а в случае надобности и
строгого управляющего.
Его слова для крестьян были законом не ради
страха, но ради любви и доверия.
Крестьяне верить не хотели, чтобы Даль был не природный
русский человек. И как он хорошо
чувствовал, как доволен был, когда находился
среди доброго и толкового нашего народа!»
В период службы в
Нижнем Новгороде, разъезжая по губернии, Даль иногда заезжал и
в чувашские селения. Одно
из таких посещений дало ему материал для
рассказа «Сухая беда». «После скучного
зимнего переезда, прибыл
я в чувашскую деревеньку, где
приходилось ночевать,—
начинает рассказ В. И. Даль.—Избушки,
казалось, вросли
в землю; их так занесло сугробами снега,
что проезжие, без малейшего
преувеличения, глядели с дороги в крестьянские
дворы как с горы в пропасть и легко могли
бы вывалиться из саней, через тын или
кровлю па такой крестьянский
двор. Дым валил из труб тут и там из-под снега,
и я невольно припоминал сказочные
предания о затопленных
деревнях с церквами». Далее писатель описывает
чувашскую курную избу, в лучшую из
которых его
поместили. Он
видит бедность и нищету чуваш, узнает,
что на всю деревню имеется одна
единственная корова.
Чуваш, у которого остановился Даль,
враждовал с хозяином коровы. Путем расспросов Даль
выясняет, почему
они живут недружно. Оказывается, что
Чулка, отец чуваша, у которого была
корова, «был негодяй и воришка.
Попавшись раз на воровстве у Ярмука, у
отца моего хозяина,
—рассказывает писатель,—Чулка
поплатился зубом,
который выбил ему Ярмук пестом. Зол был
Чулка на это, потому что люди не давали ему
проходу, указывая
на выбитый резец, но делать нечего:
виноватый молчит,
и Чулка тоже молчит. В отместку, за зуб,
он ре шился
наказать Ярмука, украв у него лошадь».
Ярмук опять его поймал, избил, повез его со
старостой в город. Решили
в городе наказать Чулка, отдать его на
поруки и оставить
под присмотром. Приговор исполнили, но
пьяный письмоводитель позабыл написать
об исполнении в
журнале и донести об этом куда следовало.
Через месяц Чулка
вытребовали, еще раз наказали, но опять не
донесли. В третий раз потянули Чулка, «выместили
па нем выговор
этот и неисправность пьяного секретаря или
письмоводителя» и наконец уже донесли
об исполнении
приговора.
Домой воротился
Чулка очень злой, не находил себе места
от обиды. Ночью он ушел из дома и
удавился на воротах
Ярмука. Хотя это произошло давно, но
семейства Ярмука и Чулка
продолжали враждовать.
Рассказывая об этой
весьма грустной истории, Даль осуждает халатность,
бюрократическое отношение чиновников
к своим служебным обязанностям, по вине
которых в чувашских деревнях
происходили страшные трагедии.
Идеалист по
мировоззрению и монархист по своим
политическим убеждениям (за что его критиковали революционные
демократы), Даль как литератор и
гуманист в своих произведениях выражал любовь к
простому народу.
Умер В. И. Даль в 1872
году в Москве.