Чувашскому народу еще в
дореволюционное время удавалось выдвигать из
своей среды талантливых людей, овладевших
вершинами науки, культуры и искусства.
К кругу первых деятелей культуры,
просвещения и науки из чувашей принадлежали
известный архитектор П.
Е. Егоров (1728—1789), выдающийся ученый-востоковед
Н. Я. Бичурин (Иакинф) (1777—1853), видный
этнограф и литератор
С. М. Михайлов (1821—1861), историк и
журналист, профессор Н. В, Никольский
(1878—1961) и др. Чуваш Петр Егорович Егоров (1728(31)—1789) в малолетстве попал в семью грузинского князя Е. Л. Дадиани. В 1755 г. он был определен в архитектурную школу в Петербурге. П. Е. Егоров занял видное место среди незаурядных российских зодчих XVIII в., Он был автором проекта и строителем в северной столице ограды Летнего сада, считающейся непревзойденным шедевром архитектурно-декоративного искусства, соавтором проекта и ведущим строителем одного из красивейших зданий -Мраморного дворца, участником строительства Зимнего дворца, Смольного монастыря, автором ряда жилых домов и храмов. |
|
В первой половине XIX в. всемирную известность получил
ученый-востоковед Никита
Яковлевич Бичурин (Иакинф) (1777—1853).
Он родился в чувашском селе Акулево
Чебоксарского уезда, детство провел в
соседнем селе Бичурино. Учился в
Казанской духовной академии. Посланный
в 1807 г. в Китай в качестве начальника
Пекинской духовной миссии, Бичурин
прожил там 13 слишним лет. Находясь в
Китае, он составил ряд китайско-русских
словарей, собрал огромное количество
источников об истории и культуре Китая
и других восточных стран, древних
народах (гуннах и др.). В 1828 г. Бичурин
был избран членом-корреспондентом
Российской Академии наук. При жизни
он издал 16 книг по истории, географии
и этнографии Монголии, Тибета, Восточного
Туркестана, Китая. Энциклопедическим
сводом источников по истории
Центральной и Средней Азии с IV— III вв. до н.э. по начало X в. н.э. стало его Собрание сведений о народах, обитавших в
Средней Азии в древние времена (1851). В середине XIX в. появляются работы историка, этнографа, фольклориста, географа и писателя Спиридона Михайловича Михайлова (1821—1861), уроженца деревни Юнгапоси Козьмодемьянского уезда. Он опубликовал 32 работы, оставил около двух десятков рукописей. Особенно ценны его очерки о чувашах и марийцах, статьи по истории населенных пунктов, труды «Краткое этнографическое описание чуваш», «Чувашские свадьбы», «О музыке чуваш», «Чувашские разговоры и сказки» и др. Среди деятелей чувашской культуры выдающееся место занял Иван Яковлевич Яковлев (1848—1930). |
|
|
Сын чувашскогокрестьянина из села Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшский р-н Татарстана), он поступил в пятый класс Симбирской гимназии, а по окончании ее в 1870 г. — в Казанский университет. И. Я. Яковлевым в 1868 г. в Симбирске была основана чувашская школа, ставшая комплексным учебным заведением по подготовке учителей для чувашских школ, в том числе учителей из числа других национальностей Волго-Уралья. Вся жизнь И. Я. Яковлева была связана с работой в качестве инспектора чувашских школ Казанского учебного округа (до ликвидации этой должности в 1903 г.) и инспектора Симбирской чувашской учительской школы (до 1918 г.), с широкой деятельностью по распространению грамотности и культуры среди чувашского и других народов Средневолжско-Приуральского региона. |
Важнейшей заслугой И. Я. Яковлева является создание им новой письменности на чувашском языке; открытие школ и массовое вовлечение в них чувашских детей и молодежи; подготовка национальных кадров учителей; распространение в народных массах научных знаний и идей сознательного приобщения к передовой русской культуре. |
|
В. И. Ленин лично знал И. Я. Яковлева и оценил его как деятеля, «50 лет работавшего над национальным подъемом чуваш и претерпевшего ряд гонений от царизма». | |
Большой вклад в разработку вопросов истории, этнографии, фольклора чувашей внес Николай Васильевич Никольский (1878—1961) — выходец из чувашской деревни Юрмекейкино Ядринского уезда, выпускник Казанской духовной академии. Наиболее крупными его трудами явились «Народное образование у чуваш» (1906), «Краткий конспект по этнографии чуваш», |
|
«Русско-чувашский словарь» (1909),
«Христианство среди чуваш Среднего
Поволжья в XVI—XVIII веках» (1912). Н. В. Никольский первым
из чувашей получил ученую степень
магистра в дореволюционное время.
Созданное им богатейшее
собрание источников по истории
культуры чувашей, состоящее из 254 томов, хранится в архиве
Чувашского государственного института гуманитарных
наук. Н. В. Никольский вошел в историю
также как редактор и основатель первой
чувашской газеты «Хыпар» («Весть»), вышедшей
в свет в 1906 г. в Казани. Немалую роль в
появлении первых чувашских деятелей науки, просвещения и культуры
сыграли русские общественные
деятели, активные поборники распространения
культуры и просвещения среди
чувашей — И. Н. Ульянов, Н. И. Золотницкий,
В. К. Магницкий. В конце XIX в. началась научная деятельность видного тюрколога, профессора Николая Ивановича Ашмарина (1870— 1933), удостоенного в советское время звания члена-корреспондента АН СССР. Его труды «Материалы для исследования чувашского языка» (1898), «Болгары и чуваши» (1902), «Опыт исследования чувашского синтаксиса» в двух томах (1903 и 1923), семнадцати томный «Словарь чувашского языка» (1896—1903) и другие труды принесли ему мировую известность. |
|
|
|
Новая
чувашская письменность, оформившаяся
во второй половине XIX в., явилась
важной предпосылкой развития
национальной художественной литературы. Ее первой
страницей стало творчество Михаила
Федоровича Федорова (1848—1904). В балладе «Леший» (1879
г.), перемежая в духе народного творчества
быль с небылицей, поэт самобытно
представляет картину жизни чувашских
крестьян. Характерные черты чувашской литературы начала XX в. полнее всего отразились в творчестве выдающегося национального поэта Константина Васильевича Иванова (1890—1915). Выходец из семьи состоятельного крестьянина села Слакбаш Белебеевского уезда Уфимской области, получив образование в Симбирской чувашской школе, он в шестнадцать-восемнадцать лет создал произведения общенационального характера. Гений поэта раскрылся главным образом в лирикоэпической поэме «Нарспи». |
|
Профессиональные формы музыкального и изобразительного искусства у чувашей как первоначально, так долго еще и в советское время базировались на традициях богатейшего народного творчества. Первые национальные музыканты и композиторы И. М. Дмитриев, В. И. Колпаков, Р. Н. Идобаев, Ф. П. Павлов, С. М. Максимов, П. В. Пазухин, Г. Г. Лисков и другие увлеченно занимались собиранием и музыкальной обработкой устной народной поэзии. В 1908 и 1914 гг. было издано два сборника «Образцов чувашских народных песен и мотивов к ним». |
|
При содействии видных
русских художников
в стенах Симбирской чувашской
учительской, Казанской художественной
школ и Петербургской академии художеств
в начале XX в. появились первые чувашские профессиональные художники — А. А. Кокель, А. А. Александров,
М. А. Адрианов, М. С. Спиридонов, Н. К. Сверчков. А. А. Кокелем были созданы замечательные произведения «Село
Тарханы» (1899), «Портрет чувашской женщины» (1905), «В чайной» (1912),
А. А. Александровым — «Молодые у колдуна (Из
чувашской жизни)» (1913) и др. М. А. Адрианов
был мастером пейзажей. Превосходным
художником был классик чувашской
литературы К. В. Иванов. Дореволюционная наука, художественная литература и искусство оставили большое научнотворческое наследие, что в последующем, уже в советскую эпоху, послужило основой для развертывания научных исследований, развития профессиональных форм национальной культуры. |