В.
Р. КОЗИН
Одним из современных
русских писателей, с интересом относящихся к жизни
чувашского народа, является Владимир Романович Козин.
В. Р. Козин родился в
1900 г. в Ростове-на-Дону. Интерес к литературе у него
появляется очень рано. В 1922 и
1923 годах в бакинском журнале «Студенческая
жизнь» им напечатаны
новеллы «Английская булавка», «Верблюжья шея», писал также
одноактные пьесы для студенческого
театра. По окончании Азербайджанского
политехнического
института В. Р. Козин работает
зоотехником-овцеводом в Азербайджане, на Северном
Кавказе, Туркменистане.
Он писал в эти годы очерки о
Туркменистане, о Кара-Кумах
(«Цвет пустыни»). С 1932 года Козин начинает
печататься в московских журналах,
появляются его книги «Путешествие за стадом», «Повесть
многих лет». В
годы Великой Отечественной войны Козин
находился на фронте,
воевал под Москвой, под Киевом, под
Одессой, на Дунае
— в составе Дунайской флотилии.
В. Р. Козин несколько
раз бывал в Чувашии, знакомился он с работой Засурской
коневодческой фермы, бывал
в районах. В 1948 году присутствовал в
качестве представителя
Правления ССП на втором съезде
чувашских советских писателей.
Некоторые его рассказы переведены на
чувашский язык.
В. Козин в последнее
время написал несколько рассказов о людях нашей республики,
это - рассказы «Древние
ульи», «Конские сады», «Зима и весна», «Овсы».
В рассказе «Древние ульи» В.
Козин вывел несколько эпизодических
образов чуваш. Вот перед нами веселая,
лукавая Ультюти, старый пасечник
Василий Иванович, повидавший
в жизни разных людей, пастушка Матрена, поющая
старинную песню, в которой «были простор
и странная
стесненность», хозяйственная Зоя
Григорьевна и Мария Пикусова—«художник цветной
нити, мастер узора». Писателя
особенно поражает искусство чувашских вышивальщиц
— чувашские вышивки, по его словам, «выдумка
многих поколений чувашских женщин—смелые
и стройные узоры
памяти и чувства, цветные орнаменты травы
и листьев и лесных зверей, солнца и
зеленых трон, домашних животных, сохи и
девичьих кос». Искусство чувашских
женщин В. Козин сравнивает с картинами
великих
итальянцев.
В рассказе «Конские
сады» писатель рассказывает о судьбе
раненого матроса Сергея Ласточкина,
приехавшего в
родной колхоз «Факел». В колхозе была
богатая породистая
коневодческая ферма, где Сергей
Ласточкин до войны работал старшим конюхом. Раненый
матрос не может больше быть конюхом, он
хромает, ходит, опираясь на костыль.
«Мягко толкаясь и
податливо споря, жили в Ласточкине два человека: каждый был большой и
властный, умел
любить только свое: первый был моряк,
второй— наездник»,—пишет В. Козин.
Писатель показывает переживания
молодого человека, который не может
заниматься любимым делом. Отец,
председатель колхоза, сочувствуя сыну,
хочет определить его поближе к лошадям,
предлагает
стать шорником. Ласточкин отказывается.
Он решил никогда более не жить с
лошадьми, если нельзя быть конюхом.
Он идет лепить горшки для капусты,
свеклы и помидоров.
Однако не так легко отказаться от
любимого дела. Ноги его сами приводят
на конный двор. Тренер предлагает
ему откатать годовичка. Ласточкин обмер
от радости.
Наконец-то исполнилась мечта стать
наездником. В то же время, с исполнением этой мечты,
у него как бы уменьшается интерес к
лошадям. Нужен был только ему толчок.
И этим толчком явилось письмо старого
друга, моряка. Через некоторое время
Ласточкин покинул колхоз и уехал
во флот.
Рассказ «Овсы»
связан по месту действия с предыдущими
рассказами. Здесь действие происходит в
деревне Орба - Павлово и в Засурском конзаводе.
Рассказ замечателен
тем, что писатель здесь, верно схватил
типические черты чувашского колхозника,
председателя колхоза Никиты
Тимофеевича. Никита Тимофеевич скромен,
хитер, не любит
хвалиться, попусту бросаться словами,
стремится принижать
себя в глазах других, зная, что другие
так не думают о нем.
В рассказе «Зима и
весна» писатель рисует судьбу чувашской девушки Даши
Плотниковой, фронтовички. Вернувшись
домой, Даша выполняет всякую работу:
возит сено из-за Волги,
трудится дома, заведывает избойчитальней. Она считает, что в колхозе
более почетна должность
хлебороба. Ее младшая сестра, получающая
высокий урожай,
пользуется всеобщим уважением. Даша не
хочет отстать от сестры. Несмотря на
зимние стужи, весенние разливы, купаясь в вешних водах,
она ходит учиться к районному
агроному. Здесь Даша находит себя, свое
призвание. Вот какой разговор
происходит между ней и районным агрономом:
«- Анна Петровна,—
вскрикнула Даша,—я
себя нашла!
Очень хорошо,
поздравляю!
Я буду химиком, весь
мир проанализирую!
Может быть, половину?
Из-за половины не
стоит и стараться. Я всем сердцем вам говорю: мое призвание—все
анализировать! Точность во всем—вот
жизнь! Думаете, это легко?
- С чего начнешь?
- Я буду
химиком-животноводом.
Корма и кормление!».