Чувашские селения («ял», тюрк, «аул»)
находились, как правило, у
воды, в оврагах.
Селения жителей северных и центральных районов Чувашского
края располагались
гнездами вокруг одного,, более
крупного населенного пункта. На юго-востоке,
в степных районах и за пределами
Чувашии, они располагались в линейном
порядке вдоль рек. Чувашские деревни
в прошлом не имели четкой уличной
планировки. Дворы размещались группами
вокруг двора родоначальника (патронимии).
В 5080-х гг. XIX в. согласно правительственному
распоряжению проводится перепланировка чувашских
поселений. Вместо
кучно расположенных усадеб с кривыми
улочками, переулками и проездами,
радиально расходившимися от
групп дворов, возникают прямые улицы
с двусторонними или односторонними
кварталами.
Традиционно деревни верховых чувашей (т. е. в
северных районах Чувашии) были
сравнительно малодворны (3070 хозяйств)
по сравнению с селениями средненизовых
и особенно низовых чувашей (до 1000
дворов) на юге края и за его
пределами.
Чувашская
усадьба разделялась на килкарти,
картиш передний двор (т.е. собственно
двор) и задний анкарти.
К жилому дому (сурт, пурт)
пристраивалась клеть. Хозяйственные
постройки у крестьянина-середняка
состояли из амбара, конюшни, хлева (вите),
сарая и погреба. Почти каждый
чувашский двор имел летнюю
кухню лас. Баня (мунча) строилась на некотором удалении от
усадьбы, на склоне
оврага, у реки.
Состоятельные крестьяне имели две
избы, добротные двухэтажные амбары,
целый комплекс помещений для хранения урожая,
содержания скота. У зажиточных
крестьян усадьба включала до 30
строений, у бедняков лишь избу, сени, (заменявшие
амбар), и хлев. Дворы огораживались
дубовым забором или тыном.
С конца XIX в. в чувашских
деревнях получают
распространение двух-трех-створчатые ворота с
двускатной крышей -
«русские ворота». Их столбы украшались
рельефной резьбой, болгарским солярным кругом и «веревочкой».
Во дворе под навесом лупасай хранился набор
транспортных средств: телега
(урапа), дроги (варам урапа), сноповозка
(карман) и сани (суна).
Зажиточные крестьяне имели праздничные
экипажи тарантас с плетеным кузовом,
сани со спинкой, свадебные кибитки (кёме)
с обтянутым кожей полузакрытым
кузовом.
Распространенный тип избы четырехстенник.
В XIX
в. у зажиточных чувашей
появляются пятистенники, дома на
каменных фундаментах. В ряде местностей
Среднего Поволжья и особенно Приуралья
чуваши строили дома из самана, дерновых
пластов, а также из камня. Крыши
были в основном двускатными, у богатых
встречались шатровые. Кровля делалась
из коры, соломы, дранки, к концу XIX в.
появляются крыши тесовые, железные
и черепичные.
Внешняя отделка и
украшение домов в далеком прошлом
почти не применялись.
Только у зажиточных крестьян фризы
домов украшались резьбой. Резьба (чаще
солярный круг) накладывалась также
на столбы ворот.
Интерьер
чувашского дома был прост.
Сеней первоначально не имелось, устраивался
только чуланчик. С начала XIX
в. у чувашей появляются рубленые сени. Внутри избы вдоль стен устраивались
широкие нары, над дверью, у печи, полати.
Окна затягивались специально
обработанным узырем. Глинобитная печь
имела заглубленный очаг и топилась
почерному, дым выпускался через волоковое
окно в углу. С середины XIXв.
чуваши
начинают ставить русские печи с дымоходом. Однако в
них при этом традиционный
очаг «вучах» с подвешенным котлом у верховых
чувашей и вмазанным
котлом у низовых (как у татар)
сохраняется.
Чувашский
лас это четырехугольный
сруб с земляным полом, без потолка и окон,
сложенный из камней. В нем летом готовили
и принимали пищу, варили пиво.
Во второй половине XIX в. зажиточные
чувашские крестьяне стали возводить
более просторные и благоустроенные
дома. Вместо курных изб появляются белые
избы и каменные дома с застекленными
окнами и теплыми сенями. В домах заводятся
предметы русской крестьянской, а
иногда и городской обстановки. Лучина
и сальные свечи постепенно заменяются
керосиновыми лампами.
Чувашская
одежда отличалась своеобразием,
хотя имела ряд черт, характерных и для других народов
Среднего Поволжья. Платье, обувь,
головные уборы, украшения
все производилось в основном
непосредственно в крестьянском хозяйстве.
Главным материалом для изготовления
одежды служили холст и кожа. Чувашки
ткали сукно различных цветов и льняной
и посконный холст разных сортов
тонкий (катан пир), сурбанный, ровный,
портяночный, редкий для подкладки
(шала пир) и т. д., а также шерстяные
кушаки и опояски разных цветов.
В конце XVIII в. среди низовых чувашей распространилось изготовление пестряди и крашение ткани. Почти в каждом крестьянском дворе имелся прядильный и ткацкий инвентарь. Для праздничной и выходной одежды состоятельные крестьяне приобретали привозные сукна, шелк, кумач, бумажные ткани китайку,-выбойку, берметь, разную тесьму, бисер и т.д. Женщины искусно вышивали праздничные уборы, делали разнообразные украшения.
В основе
традиционного костюма у женщин
туникообразная кёпе рубашка,
богато украшенная вышивкой. У вирьялов
и анат енчи рубахи изготовлялись из
тонкого белого полотна с обильной
вышивкой, а у анатри из пестряди с
двумя или тремя оборками из ткани другого
цвета, без вышивки и нередко без пояса
(до середины XIX в. анатри тоже носили
белые рубахи).
В
качестве нижнего белья и носильного
платья чуваши в основном употребляли
рубахи и штаны из посконного и льняного
холста. Холщовые рубахи и штаны как
у верховых, так и у низовых чувашей
обычно были белыми, причем ворот,
рукава и подол мужских рубах, ворот, нагрудная часть,
рукава, подол и боковые
полосы (по швам) женских рубах украшались
вышивкой и тесьмой. Поверх
рубахи женщины носили вышитые передники
(саппун), надевали также холщовые
балахоны типа просторного халата без
бортов. Мужские штаны, нательные
и верхние, также делались из холста. Зимой
люди среднего достатка носили теплые
штаны из домашнего сукна, а богатые
из кармазинного зеленого и синего
сукна.
Летом в прохладные дни мужчины и женщины
носили кафтанообразные шубёр из
холста и пустав из тонкого сукна. Осенью
поддевку из шерстяной ткани (сахман).
Носили также епанчи (одежду типа
широкого и длинного плаща) из белого
или серого, реже синего сукна. Зимой
носили приталенную шубу из овчины (кёрёк).
В дорогу поверх шубы или кафтана
состоятельные чуваши надевали чапан
(асам) из толстого сермяжного сукна
или овчинный тулуп.
Мужчины
летом носили войлочные черные или белые шляпы (ялкас),
зимой
шапки (сёлёк) с широким околышем и продолговатым
куполообразным верхом.
Разнообразием
и изяществом отличались
женские головные уборы и украшения.
В обычные дни девушки и незамужние
женщины носили льняные и посконные
платки. Замужние носили сурбан род
длинного полотенца с вышитыми и обшитыми
тесьмой концами. Праздничными
головными уборами были: у девушек
тухья шлемовидная шапочка, покрытая
бисером и мелкими монетами, у
женщин хушпу шапка в виде усеченного
конуса, обшитая бисером и монетами
или заменявшими их оловянными кружочками
тухланками. Сзади к хушпу
пришивался длинный хвост (хуре), который
украшался бисером, монетами, тесьмой и
т. п.
В числе
других женских украшений следует
назвать также ожерелье (пирса), шейное
украшение из монет (суха), нагрудное украшение (ама), перевязь (тевет), которую носили через плечо, наспинное
украшение (пус хыса), подвески к
поясам сара, яркач, нагрудные украшения
(шулкеме) и сурбанные подвесы (сурпан
сакки). Все эти уборы украшались
вышивками, бисером, серебряными
монетами, раковинами-ужовками,
тесьмой, кумачом и т. д.
Обычной
обувью были кожаные сапоги, зимой валенки, но
наиболее общеупотребительной обувью
являлись лапти (с.апата). Вирьялы носили лапти
с черными
суконными онучами, анатри с белыми
шерстяными чулками вязаными или сшитыми из сукна (тала
чалха).
С середины XIX в. чувашские мужчины начали носить
пиджаки русского типа, полушубки,
рубахи-косоворотки, сапоги, картузы. В
женской одежде, особенно у анатри,
на смену белому холщовому одеянию,
украшенному вышивкой, пришла пестрядь
и фабричная ткань; сурбаны и головные
повязки дополнились покупными платками и
полушалками. К старинной вышивке
прибавились аппликации и нашивки из
цветной фабричной ткани.
Чувашский
стол был разнообразен, но не богат. Потребление мяса и
животных жиров значительная часть
крестьян рассматривала как
признак близкого к роскоши
состояния. Основу питания составлял хлеб
из ржаной муки хура сакар.
В
повседневном питании чувашей чередование
блюд отсутствовало. Первые блюда
составляли суп с клецками (салма яшки, дамах яшки),
суп с крупой, щи, борщ из репы, с начала XIX в. картофельный суп. Весной
варили зеленые щи из сныти, крапивы, борщевики (пултаран
яшки).
В
качестве вторых блюд употреблялись
каша (пата) из полбенной, ячневой, овсяной
и изредка пшеничной крупы, толокно,
кисель (нимёр) из овсяной, гороховой
и ржаной муки. С ХК в. видное место в
рационе чувашей занимает картофель. Блюда
запивали пахтой (уйран), кислым молоком
(турах), а также эмульсией из конопляных
семян. Башкирские и оренбургские чуваши
изготовляли также и кумыс.
К
праздничному столу чувашки готовили
хапарту пышный пшеничный хлеб, хуплу
круглый большой пирог со сложной мясо-крупяной
начинкой, пуремеч
большие ватрушки с различной начинкой,
йава печеные без начинки шарики
из пшеничной муки, хуран кукли -
небольшие пирожки типа пельменей хлебки
аш (какай) шурпи, вареной колбасы
тултармаш, особого рода колбасы шарттан
(др. иран. ширдан) и творожного сыра чакат.
В прошлом все праздники и обряды
чуваши устраивали только с пивом сара (др. иран. шире).
Одновременно пиво было и повседневным
напитком. Изготавливалось оно
из ячменного солода и хмеля. Состоятельные
чуваши пили сим пыл (выдержанный
медовый напиток) и карчама (медовую
бражку),
У чувашей почти вся домашняя
утварь изготовлялась из дерева. По
технике изготовления она различается на:
6.
Чувашские гончары
появились во второй половине XVIII в. Они
делали горшки (чулмек), кувшины (какштам)
для молока
и пива, миски и жаровни.