|
|
Исключительного
мастерства достигли чуваши в предсказании
погоды по приметам и использовании своих
метеорологических познаний в сельском хозяйстве,
чем вызывали изумление и восхищение
русского и татарского населения края.
Чуваши использовали барометр, основанный
на разной гигроскопичности кусков дерева
твердой и мягкой пород равного веса.
Древний
чувашский календарь был сходен с тюрко-монгольским
лунно-солнечным летоисчислением. В 19-летнем
цикле чередовались по 12 месяцев (в году 254
дня) и 7 лет по 13 месяцев (в году 384 или 285 дней).
На
обнаруженных археологами металлических
зеркалах волжских болгар встречаются
изображения циклических животных — барса,
зайца, собаки, мыши. В Именнике болгарских (дунайских)
болгар содержится 9 названий годов животного
цикла и расшифрованы они именно с помощью
чувашского языка.
Месяцы
(уйах) чувашского календаря отражают связи
предков чувашей с племенами и народами
Центральной Азии, Казахстана и Северного
Кавказа.
Древние
предки чувашей использовали руническую
систему письма. Остатки этого письма
сохранились в виде тамг, клейм и элементов
вышивки. В эпоху Волжской Болгарии и в
последующий пе риод среди болгаро-чувашей,
особенно среди мусульман, получила
распространение письменность на основе
арабской графики, о чем свидетельствуют
надписи на намогильных памятниках,
сделанные на древнечувашском языке
арабскими знаками.
В
период монголо-татарского ига их
письменность была уничтожена. С XVIII в.
чуваши начали пользоваться письменностью
на основе русской графики. В быту они с
давних времен широко пользовались приемами
пиктографии (картинного письма) и
идеографии (иероглифами), числовыми
знаками. Знаки нарезывались главным
образом ножом на деревянных брусах и бирках,
отпором на бревнах, лопатой на земле.
Наиболее широкое распространение имели
тамги (тавры) — бывшие родовые знаки,
превратившиеся в символ собственности, и
числовые знаки. Тамги ставились не только
на бирках, загонах, мешках и т.п., но и на
официальных документах. Чувашские
числовые знаки имели некоторое внешнее
сходство с римскими, но не совпадали с ними.
В римском счете, например, число
одиннадцать обозначалось так: XI, а
чувашском -наоборот (К). Наиболее
распространенными счетными документами
являлись земельные брусы и бирки — знаки
сборщиков денежных и хлебных податей,
заемные бирки, пастушьи бирки, домашние
записные бирки и т. п. Самым большим числом у
чувашей считалась тысяча (пин), и выход на
большее практически не требовался. Для обозначения
бесчисленного множества применяли
удвоение слов: пин-пин (тысячи-тысячи), или
темен чухлё (тьма).
Немало
своеобразного было в чувашской системе
мер длины. Меры длины включали следующие
единицы: пурне «палец» (толщина пальца, 2 см),
5 пурне составляли ал лаппи «ладонь» (10,25 см,),
2 ал лаппи — шит.«пядь» (20,5 см), 2 шит — чике «локоть»
(41 см).
В
земельных мерах и измерении расстояний
применялись: утам «шаг», равный длине шага
мужчины среднего роста (88 см); халас. «обхват»
— размах рук от конца пальцев одной руки до
конца пальцев другой (176 см); чалаш «косая
сажень» — от конца пальцев вытянутой
правой руки до пальцев левой ноги (248 см);
верен «веревка», равная 10 чалаш; сухрам
предел слышимости крика. С XVI в. у русских
был позаимствован аршён «аршин», равный 4
чувашским щитам, вершук «вершок» — 2 пурне.
Халад стал соответствовать сажени (213 см), сурхрам — версте (1,07 км).
Довольно
широко были распространены такие меры
площади, как ана (загон) или пилёк (беляк),
размеры которых в разных районах и общинах
колебались от 800 до 2400 квадратных сажен. С
XVIII в. площадь стали измерять десятиной (тесеттин),
соответствовавшей 2900 кв. саженей ' (1,197 га, с
1835 г. —1,0925 га).
Универсальными
мерами сыпучих и жидких тел являлись сосуды
чёрес «чиря», изготовленные из
выдолбленного куска липы. В измерении
сыпучих тел чуваши изменяли патавкка «пудовка»
(1 пуд, т. е. 16,4 кг), пачах «бучуг» (2 пуда),
патман «батман» (4 пуда), михё «мешок» (4-5 пудов), чёпта «куль» (9 пудов).
С XVI в. в
быт чувашей вошли русские меры веса: пат (пуд),
кёрепенке (фунт), - ур кёрепенке (1/2 фунта),
чёрёк кёрепенке (1/4 фунта), усмухха (1/8 фунта),
маскал (золотник).
Названия
денежных единиц у чувашей отражали этапы их
этнической истории. Слова сум, сом, укса
сохранились с болгарских времен. Мелкая
монета во многих тюркских языках именуется
акча (чув. укда), она употреблялась в Золотой
Орде. Единицей следующего порядка для тюрков
был сум, означавший слиток серебра в виде
лепешки. До втор. пол. XIX в. чуваши рубль
называли «сум». Затем рубль начали
называть тенк (тюрк, таньга), первоначально
выступавшей как монета. Копейку чуваши
называли пус (букв, «давить», чеканить),
полкопейки — укса.
Важное
место в быту занимала народная медицина.
Чуваши хорошо знали лечебные свойств
множества растений, меда, молока, жиров,
кислот, щелочей и различных минералов.