Вконце III — начале II
в. до н.э. началось
движение гуннских племен на запад. В
начале I в. н. э. древние
предки чувашей — огурские (болгарские) и
сабирские (савирские,
суварские) племена -
оторвались от остальных тюрков и, зигзагообразно
кочуя с юга на север (весной) и с севера
на юг (осенью) через земли
североиранских племен, мигрировали на
запад обособленно от западных гуннов.
Это продвижение заняло, вероятно, около
двух столетий. Зимние пастбища
оногурских и сабирских племен располагались
в районе Семиречья, а летние — в
Западной Сибири, в районе слияния Иртыша
с Обью, где в то время обитали угорские
племена — общие предки хантов,
манси и венгров. Семиречьем называют
земли, находящиеся южнее озера Балхаш,
по которым протекают семь рек -Или,
Каратал, Биен, Аксу, Лепса, Баскан, Сарканд.
Эта территория — один из древнейших
центров цивилизации. В III в. оногуро-болгары продвигаются
по Сырдарье дальше, на запад, в районы Приаралья, и кочуют в степях Средней
Азии и Казахстана. Обитавшие в этом обширном
регионе восточные ираноязычные
племена (саки, массагеты и др.) покорялись
ими, и в ходе этногенетического
взаимодействия их с пришлыми центрально-азиатскими
тюрками происходило
формирование новых этнических общностей. Оногуро-суварские
племена участвовали в этнокультурных процессах Средней
Азии и Казахстана в составе гуннов,
покоривших здесь к началу I
тыс.
н.э. большинство
кочевых племен. Объединение
усуней (уйсунов) некогда насчитывало
более полумиллиона человек, а главная
их ставка — Чигу — находилась на берегу
Иссык-Куля. В дальнейшем усуни вошли
в состав казахов. Повидимому, в
результате взаимной ассимиляции оногуросабирских
племен «бугу» (пугур) и ираноязычных
племен (в т.ч. и усуней) в среднеазиатско-казахстанских
степях и сформировалась
протоболгарская этническая общность, в
пределах которой, в отличие
от языка, иранский компонент приобретает
доминирующий характер. В
погребальном обряде усуней прослеживаются
черты, сходные с обрядами северокавказских
и волжских болгар. Повидимому,
в Средней Азии и Казахстане, проникают и
закрепляются в языке оногуро-сабиров — предков
чувашей -древнеиранские слова (в современном чувашском
языке насчитывается до 200 таких
слов). Через посредство иранских племен
в чувашский язык вошли и десятки
индийских слов. Хотя языческий культ чувашей
был схож с древней религией народов
Саян и Алтая, в него проникают и некоторые
элементы зороастризма — религии
иранских племен, приверженцев культа
Заратуштры. Как считают ученые,
чувашское язычество формировалось под
сильным воздействием именно зороастризма,
что четко прослеживается и в терминологии:
например, у чувашей — Пихампар
(пророк, покровитель домашних и диких
животных и зверей), у персов — пейгамбар;
Пирёшти (покровитель домочадцев)
— фереште и т. д. |
|
О многогранности
этногенетического
взаимодействия оногуросуварских и восточноиранских
племен свидетельствует
наличие в современном чувашском языке
самых разнообразных древнеиранских
слов: шарттан (рубец, начиненный мясом) у
чувашей — ширдан (кушанье из овечьего желудка,
начиненное мясом и рисом)
у персов; сара (пиво) — шире (напиток,
молодое вино); аста (мастер) -остад
(мастер); сунтал (наковальня) -сендал (наковальня);
салма (клецки) — чалма
(пресные лепешки); кёпе (рубашка) —
геба (мужская одежда); касье (карман)
— кисе (карман); сум (число) — сом (число);
суту (торговля) — соуда (торговля);
кахал (ленивый) — кахел (лентяй); хайча
(ножницы) — гейчи (ножницы); хастар
(усердие) — хастар (желание) и др.
Как
полагают, среди гунно-тюркских племен, вышедших во II в.
н.э. к северному побережью Каспиского моря, основную
массу составляли, вероятно, огурско-протоболгарские
племена.
Во II—III вв. болгарские и суварские племена
начинают широко расселяться на правом берегу
Нижней Волги, занимают территории
Северного Кавказа и Приазовья,
оттесняя при этом обитавших здесь сарматов и аланов. Обитание на Северном Кавказе и в Приазовье во II—III вв. болгар и сувар (савиров)
отмечается в нескольких письменных источниках —
сочинениях Дионисия Периегета (около 160
г.), александрийского
ученого Птолемея (II в.), сирийского историка
Мар-Абас-Котины (III в.), армянского
историка Моисея Хоренского (V в.). Полагают, что
суварские племена появились здесь
несколько позже оногуро-болгар, после
того, как в конце IV в. степи
между Волгой и Днепром были заняты вторгшимися
с востока кочевыми племенами во главе с
гуннами, подчинившими обосновавшихся
здесь еще ранее оногуров
и угров, а также ираноязычных сарматов
и аланов. Вместе с гуннской массой в
северокавказский регион проникают не только
сувары (савиры), но и угро-мадьяры (предки
венгров). Сувары, заняв восточную часть
Северного Кавказа и побережье
Каспийского моря, болгары — западную
часть Северного Кавказа и Приазовье,
оказались по соседству с грузинами,
армянами, ираноязычными сарматскими
и аланскими племенами. Здесь, как и
в Азии, основным занятием болгар и сувар
являлось кочевое скотоводство, вспомогательным
— земледелие. Гунны заняли удобные для кочевого скотоводства
пространства между Волгой и Днепром. В
образованный ими союз племен
вошли пришедшие с ними угры, а также сарматы, болгары и
сувары. Вступив в войну с остготами,
гунны отогнали их на запад,
вторглись в пределы Восточной Римской империи и в 400 г.
дошли до ее столицы Константинополя. Однако через
несколько лет император Феодосии нанес гуннам
тяжелое поражение, и после этого гуннский союз распался. В 30-х гг. V в. основное ядро
гуннов обосновалось
на Среднем Дунае, в Паннонии.
Вождь Аттила, правивший в 433— 453
гг., создал «державу гуннов». Ее войска,
состоявшие из представителей множества
племен, не раз совершали походы в
Восточную и Западную римские империи.
В этих походах участвовали также
болгарские и суварские воины. В Гуннской
державе происходило смешение племен:
в среду тюркоязычных гуннов проникали
не только угры и ираноязычные
сарматы и аланы, но и представители разных
народов и племен Южной и Западной
Европы. После смерти Аттилы (453 г.) держава гуннов распалась, после
чего одна часть гуннов расселилась в
северных районах современной
Дунайской Болгарии, другая — в
Приазовье и на Северном Кавказе. Практически
все обитавшие на территории
рассматриваемого региона тюркские и
ираноязычные племена (прежде всего
оногуро-болгары и савиры) и угры входили
в гуннский союз, поэтому очень часто в
источниках они упоминаются под именем
гуннов. Влияние гуннов на эти племена,
судя по имеющимся данным, был довольно значительным:
описанная римским
историком Приском мужская и женская
одежда гуннов из расположенного
в Паннонии лагеря Аттилы в 448 г. указывает
на ее сходство со старинной традиционной
одеждой народов Поволжья, в том
числе и чувашей. Видимо, оногуро-болгары
и сами играли значительную роль в
племенном союзе Аттилы. Римский
историк Приск, побывавший в лагере
Аттилы в 448 г., сообщает: «Они
носят короткие суконные полукафтанья из некрашеной
шерсти, которую прядут и ткут их жены...
Девушки ходят... убирая себе волосы
различными монетами. Все они носят
серьги, и кольца даже с трех- или
четырехлетнего возраста.
Ноги у них босые. Очень трудолюбивы
и никогда не покидают своего веретена».
Девушки вышивали «разноцветные
узоры на тканях, которые накидывались
для украшения сверх варварских
одежд». Во время церемоний встречи
Аттилы девушки становились под белые
покрывала. |