|
А. Н. РАДИЩЕВ
|
Первым русским писателем,
обратившим внимание на чувашский народ
и на другие малые народы, был писатель
революционер, предшественник
декабристов Александр Николаевич
Радищев.
В 1790 году вышла в свет
знаменитая книга А. Н. Радищева «Путешествие из
Петербурга в Москву». Книга была
напечатана в домашней типографии
писателя тиражом 650 экземпляров. Зная, какие
могут быть гонения на книгу
со стороны правительства, он хотел
быстрее распространить
ее среди народа. С этой целью он отдал книгопродавцу
Герасиму Зотову 25 экземпляров, несколько
книг роздал друзьям. Вскоре по городу
распространился слух о том, что появилась книга,
зовущая крестьян
к восстанию против царя и крепостников.
Екатерина 2 сама
внимательно прочла книгу и приказала
найти ее автора.
Между тем сыщики уже
искали Радищева. Был арестован книгопродавец Г. Зотов. Гроза
надвигалась на Радищева.
Он прислушивался к отзывам о книге и
чувствовал надвигающуюся
беду. Догадываясь о своей участи
и участи книги, он уничтожил все
оставшиеся экземпляры «Путешествия из Петербурга в
Москву». И вот 30-го июня Радищев был
арестован и заключен в Петропавловскую
крепость. Дело А. Н. Радищева
рассматривал начальник тайной
канцелярии Шешковский, жестокий
истязатель, прозванный за это
современниками «кнутобойцем».
Через семьдесят дней, не дав возможности
видеться с семьей,
писателя заковали в кандалы и отправили
на каторгу в Восточную Сибирь, в
Илимский острог. Везли его из
Петербурга в Москву по той дороге, которую
он описал в своей книге «Путешествие из
Петербурга в
Москву». В Новгороде Радищева догнал
курьер из Петербурга с приказом о
том, чтобы его расковали. Слабый
здоровьем Радищев задержался в Москве
на три недели, затем выехал из Москвы
через Владимирскую заставу.
До Нижнего Новгорода его везли по
сухопутной дороге, а из Нижнего
Новгорода до Казани—по Волге. В холодные
осенние дни, в конце октября или в начале
ноября месяца он
проплыл мимо Чебоксар и других чувашских
селений. Начиная с Казани, Радищев ведет
дневник путешествия в Сибирь.
Дневник А. Н. Радищева
является замечательным документом,
свидетельствующим об огромном интересе
писателя к жизни и
быту малых народов, населяющих Поволжье и Приуралье. Здесь он записывает
свои наблюдения по дороге, очень
бегло касается экономического положения народа. Так, например, он
записывает: «На перевозе
Вятки стоит село русское г. Юшкова,
мужики бедные, избы
худые». Или: «По реке лес черный, а
немного далее
ель и пр. 2 версты от реки — вотские
деревни. Они овинов не имеют, хлеб молотят сырой, а когда
молоть, то сушат в печах. Народ боязливый
и добрый».
В своих путевых
записках А. Н. Радищев старается подчеркнуть особенности жизни и быта
того или иного народа.
В тех же записках он пишет: «Татары,
черемисы, чуваши
селятся по увалам и долам, русские на
горе. У чуваш и
черемис избы черные, но воздух здоровее,
нежели у русских в избах, ибо прямо с
надворья. Они холод любят...
У татар избы белые, впереди камелек. По
лесам татары бьют
медведей, волков, лисиц, зайцев, векшу и мало
куниц». «Вотяки почти как русские,
женаты многие на русских бабах. Избы уже белые у иных.
Старосты недельные,
как у черемис и чуваш, и должны
отправлять и довольствовать
проезжающих; у других вотяков они дневные...
Вотские бабы некрасивы. Вотяки поют,
едучи, как русские ямщики. Нравы их
склонны более к веселью, нежели к печали.
Чувашские бабы хороши собою. Черемисы черноволосы.
Оклад лица вотяк похож на мордву».
Эти замечания А. Н. Радищева
свидетельствуют о том, какой
большой интерес проявлял он к изучению
жизни и быта,
экономического положения и занятия
малых народов.
Записи Радищева очень
краткие, но, несмотря на это, он сумел в них выразить свое
гуманное отношение к закабаленным
народам.
Особенно большой интерес
представляют «Записи путешествия
из Сибири», в которых Радищев сокрушается,
видя бедность народа: «Приехали в
Зимовье к Лукичу,
от Илимска на Ирейке 21 вер., уже
смерклось. Тут угостила
Семеновна нас чаем, женщина приветливая.
Дети ужинали, а
меня позвала Анютушка, слезы мои текли;
таков был ужин».
На обратном пути из
Сибири в 1797 году Радищев также проезжал через чувашский край.
Около Козловки он
увидел много хлебных амбаров, рыбных
промышленников.
Радищев негодует на купцов, которые
мошеннически относятся
к чувашскому и марийскому народам. Видя многочисленные
хлебные амбары, он записывает в своем дневнике:
«Близость чуваш и черемис их строит. Сих простяков
обманывают». В этих словах выражены любовь
и искреннее сочувствие великого
русского писателя к
малым народам. Поднимаясь вверх по Волге,
Радищев шаг за шагом следит за жизнью и бытом
народов, населяющих
эти места. В своей записной книжке он
оставляет краткие
записи о картинах, которые ему удается
наблюдать на
Волге, о встречах с людьми. Читая записи
Радищева, поражаешься его
внимательному отношению ко всем явлениям,
которые больно задевали сердце каждого
честного человека того времени.
Во время
кратковременных встреч с народом
Радищев успевал узнавать об их нужде, их
стремлении и желании. После одной такой
встречи он записывает в своем дневнике:
«Едучи мимо луга, видели выехавших из
леса 34 человека чувашей,
мужчин и женщин, едут за рыбой, а сами продав всякое съестное».
Радищев записывал
самое главное, его интересовали факты. Записывая их, он еще не
делал выводов. Вероятно,
он думал использовать свои записи либо
при создании художественных
произведений, либо в политическом трактате.
Не остаются вне внимания Радищева ни
селения, ни отдельные
люди. 13 июня 1797 года Радищев остановился в
Чебоксарах. Он осматривал город, был на
базарах, разговаривал
с людьми. В результате кратковременного,
но внимательного
изучения города в дневнике Радищева появились
следующие строки: «Ветр стал крепкий и в половине
дня доехали до Чебоксар, где ветр затих.
Ходили в город. Он построен половина на
сгорье, а больше по низу,
нерегулярный. Церквей каменных до семи.
Монастырь. Домов
много каменных купеческих старинной архитектуры. На базарах или в лавках
только крестьянские
товары. Видел много больных отставших
работников, не дают им пашпортов, много
притеснения». Зорким глазом А. Н. Радищев замечает
несправедливости даже
в этом маленьком городе, он рассказывает
о безобразных
отношениях царских чиновников
провинциального уездного города к
больным рабочим людям, которые
вместо помощи вынуждены терпеть
притеснения. При
этом в словах А. Н. Радищева звучит
негодование на
чиновников-бюрократов и сочувствие
бедным людям.
На берегу Волги писатель видит
много чуваш, продающих
орехи, рубахи, онучи, лапти.
Радищева
интересовали не только люди, но и берега Волги,
где населены чуваши, его интересует
качественное состояние почвы этих мест. «С устья Камы
берег известняк и
местами алебастр, а около Сундыря (Мариинский
Посад—Е. В.) красная глина и песок. За
Сундырем виден песчаный
сланец. Подле Чебоксар видны слои
известняка и
глины окаменелой в виде... Отъехав
несколько, горы береговые
становятся ниже, не утесисты, а окаты, и
все покрыты лесом».
Приведенные цитаты
из дневника А. Н. Радищева ясно
показывают сочувственное отношение его
к малым народам, в том числе и к чувашскому
народу. Записки Радищева
ценны для нас не только с этой стороны,
они ценны также для изучения
экономического положения чувашского
народа в прошлом.