А. Н. РАДИЩЕВ

 

    Первым русским писателем, обратившим внимание на чувашский народ и на другие малые народы, был писатель революционер, предшественник декабристов Александр Николаевич Радищев.

    В 1790 году вышла в свет знаменитая книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Книга была напечатана в домашней типографии писателя тиражом 650 экземпляров. Зная, какие могут быть гонения на книгу со стороны правительства, он хотел быстрее распространить ее среди народа. С этой целью он отдал книгопродавцу Герасиму Зотову 25 экземпляров, не­сколько книг роздал друзьям. Вскоре по городу распространился слух о том, что появилась книга, зовущая крестьян к восстанию против царя и крепостников.

    Екатерина 2 сама внимательно прочла книгу и приказала найти ее автора.

    Между тем сыщики уже искали Радищева. Был арестован книгопродавец Г. Зотов. Гроза надвигалась на Радищева. Он прислушивался к отзывам о книге и чувствовал надвигающуюся беду. Догадываясь о своей участи и участи книги, он уничтожил все оставшиеся экземпляры «Путешествия из Петербурга в Москву». И вот 30-го июня Радищев был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Дело А. Н. Радищева рассматривал начальник тайной канцелярии Шешковский, жестокий истязатель, прозванный за это современниками «кнутобойцем». Через семьдесят дней, не дав возможности видеться с семьей, писателя заковали в кандалы и отправили на каторгу в Восточную Сибирь, в Илимский острог. Везли его из Петербурга в Москву по той дороге, которую он описал в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву». В Новгороде Радищева догнал курьер из Петербурга с приказом о том, чтобы его расковали. Слабый здоровьем Радищев задержался в Москве на три недели, затем выехал из Москвы через Владимирскую заставу. До Нижнего Новгорода его везли по сухопутной дороге, а из Нижнего Новгорода до Казани—по Волге. В холодные осенние дни, в конце октября или в начале ноября месяца он проплыл мимо Чебоксар и других чувашских селений. Начиная с Казани, Радищев ведет дневник путешествия в Сибирь.

    Дневник А. Н. Радищева является замечательным документом, свидетельствующим об огромном интересе писателя к жизни и быту малых народов, населяющих Поволжье и Приуралье. Здесь он записывает свои наблюдения по дороге, очень бегло касается экономического положения народа. Так, например, он записывает: «На перевозе Вятки стоит село русское г. Юшкова, мужики бедные, избы худые». Или: «По реке лес черный, а немного далее ель и пр. 2 версты от реки — вотские деревни. Они овинов не имеют, хлеб молотят сырой, а когда молоть, то сушат в печах. Народ боязливый и добрый».

    В своих путевых записках А. Н. Радищев старается подчеркнуть особенности жизни и быта того или иного народа. В тех же записках он пишет: «Татары, черемисы, чуваши селятся по увалам и долам, русские на горе. У чуваш и черемис избы черные, но воздух здоровее, нежели у русских в избах, ибо прямо с надворья. Они холод любят... У татар избы белые, впереди камелек. По лесам татары бьют медведей, волков, лисиц, зайцев, векшу и мало куниц». «Вотяки почти как русские, женаты многие на русских бабах. Избы уже белые у иных. Старосты недельные, как у черемис и чуваш, и должны отправлять и довольствовать проезжающих; у других вотяков они дневные... Вотские бабы некрасивы. Вотяки поют, едучи, как русские ямщики. Нравы их склонны более к веселью, нежели к печали. Чувашские бабы хороши собою. Черемисы черноволосы. Оклад лица вотяк похож на мордву». Эти замечания А. Н. Радищева свидетельствуют о том, какой большой интерес проявлял он к изучению жизни и быта, экономического положения и занятия малых народов.

    Записи Радищева очень краткие, но, несмотря на это, он сумел в них выразить свое гуманное отношение к закабаленным народам.

    Особенно большой интерес представляют «Записи путешествия из Сибири», в которых Радищев сокрушается, видя бедность народа: «Приехали в Зимовье к Лукичу, от Илимска на Ирейке 21 вер., уже смерклось. Тут угостила Семеновна нас чаем, женщина приветливая. Дети ужинали, а меня позвала Анютушка, слезы мои текли; таков был ужин».

    На обратном пути из Сибири в 1797 году Радищев также проезжал через чувашский край. Около Козловки он увидел много хлебных амбаров, рыбных промышленников. Радищев негодует на купцов, которые мошеннически относятся к чувашскому и марийскому народам. Видя многочисленные хлебные амбары, он записывает в своем дневнике: «Близость чуваш и черемис их строит. Сих простяков обманывают». В этих словах выражены любовь и искреннее сочувствие великого русского писателя к малым народам. Поднимаясь вверх по Волге, Радищев шаг за шагом следит за жизнью и бытом народов, населяющих эти места. В своей записной книжке он оставляет краткие записи о картинах, которые ему удается наблюдать на Волге, о встречах с людьми. Читая записи Радищева, поражаешься его внимательному отношению ко всем явлениям, которые больно задевали сердце каждого честного человека того времени.

    Во время кратковременных встреч с народом Радищев успевал узнавать об их нужде, их стремлении и желании. После одной такой встречи он записывает в своем дневнике: «Едучи мимо луга, видели выехавших из леса 34 человека чувашей, мужчин и женщин, едут за рыбой, а сами продав всякое съестное».

    Радищев записывал самое главное, его интересовали факты. Записывая их, он еще не делал выводов. Вероятно, он думал использовать свои записи либо при создании художественных произведений, либо в политическом трактате. Не остаются вне внимания Радищева ни селения, ни отдельные люди. 13 июня 1797 года Радищев остановился в Чебоксарах. Он осматривал город, был на базарах, разговаривал с людьми. В результате кратковременного, но внимательного изучения города в дневнике Радищева появились следующие строки: «Ветр стал крепкий и в половине дня доехали до Чебоксар, где ветр затих. Ходили в город. Он построен половина на сгорье, а больше по низу, нерегулярный. Церквей каменных до семи. Монастырь. Домов много каменных купеческих старинной архитектуры. На базарах или в лавках только крестьянские товары. Видел много больных отставших работников, не дают им пашпортов, много притеснения». Зорким глазом А. Н. Радищев замечает несправедливости даже в этом маленьком городе, он рассказывает о безобразных отношениях царских чиновников провинциального уездного города к больным рабочим людям, которые вместо помощи вынуждены терпеть притеснения. При этом в словах А. Н. Радищева звучит негодование на чиновников-бюрократов и сочувствие бедным людям.

      На берегу Волги писатель видит много чуваш, продающих орехи, рубахи, онучи, лапти.

    Радищева интересовали не только люди, но и берега Волги, где населены чуваши, его интересует качественное состояние почвы этих мест. «С устья Камы берег известняк и местами алебастр, а около Сундыря (Мариинский Посад—Е. В.) красная глина и песок. За Сундырем виден песчаный сланец. Подле Чебоксар видны слои известняка и глины окаменелой в виде... Отъехав несколько, горы береговые становятся ниже, не утесисты, а окаты, и все покрыты лесом».

    Приведенные цитаты из дневника А. Н. Радищева ясно показывают сочувственное отношение его к малым народам, в том числе и к чувашскому народу. Записки Радищева ценны для нас не только с этой стороны, они ценны также для изучения экономического положения чувашского народа в прошлом.

Вверх ]

Сайт управляется системой uCoz