Важнейшим позитивным последствием вхождения чувашского народа в состав гигантского по размерам Русского государства явилось расширение территории обитания чувашей, получение ими практически неограниченных возможностей для расселения на новых землях. В монголо-татарскую эпоху чуваши вынуждены были оставить свои закамские и средневолжские земли, потеряв абсолютное большинство своей численности. Территория расселения чувашей сузилась в несколько раз.

           Ко времени присоединения Среднего Поволжья к России в середине XVI в. одна группа чувашей обитала в центральных и северных районах территории современной Чувашии (южная граница их земель проходила по реке Кубне), другая — в Приказанье и Заказанье. Здесь, от Казани на Восток, вплоть до Средней Камы, широкой полосой растянулась «Чувашская даруга» (позднее она называлась «Зюрейской дорогой» Казанского уезда).

        В южной части современной Чувашии, а также на территории юго-западных районов и закамской части Татарстана, Ульяновской, Самарской, Пензенской, Саратовской областей не проживало оседлое население, это был регион кочевий ногайцев, астраханских татар и кыпчаков, а с начала XVII в. — и калмыков.

          Отток населения с указанных земель начался еще в XIII в. с появлением здесь монголо-татар. Полностью запустели они во второй половине XIV — начале XV в. в результате набегов с юга ордынских отрядов, вторжения Тамерлана в 1391 и 1395 гг. и походов русских князей.

     Болгаро-чуваши, гонимые монголо-татарскими погромами, прибывали в лесистые центральные и северные районы Чувашии: с территории современной Ульяновской области они поднимались по рекам Свияге и Суре, из юго-восточных районов Чувашии — по суше, из Закамья — по Волге.

           Что касается приказанско-заказанских чувашей, то часть из них, приняв ислам, в XVXVII вв. отатарилась (таким же образом вошли в состав поволжских татар и жители многочисленных болгаро-чувашских селений низовий р. Свияги). Другая часть (в основном язычники) мигрировала большими группами на территорию Чувашского края: в XV в. — в северные и центральные районы, а во второй половине XVIXVII вв. — в юго-восточные и южные районы, осваивая «дикое поле».  

        Третья группа чувашей Приказанья и Заказанья в конце XVI — первой половине XVII в. переселяется в Закамье (т. е. в южные районы современного Татарстана и северные районы Самарской области) и основывает там множество селений. Это население представляло собой выходцев с Чувашской (Зюрейской), Галицкой, Арской и Ногайской (с правобережья Камы) дорог. Чувашские селения Закамья, как подтверждают документы, продолжали числиться в тех же дорогах вплоть до 1781 г.

          Некоторая часть приказанских и заказанских чувашей, особенно с Зюрейской дороги Казанского уезда, во второй половине XVIXVII в. переселялась в Западную Сибирь. С последней четверти XVII в. началось переселение в Башкирию и правобережных чувашей, в основном беглых.

            С середины XVI в. царское правительство предприняло ряд мер по ограждению Поволжского региона от набегов отрядов ордынских, ногайских, калмыцких князьков. С этой целью сооружались укрепленные линии — засечные черты, была организована сторожевая служба. Е XVI в. были построены Кубнинская засечная черта, в конце 70-х — начале 80-х гг. XVI в. появилась укрепленная линия Тетюши—Алатырь—Темников, в 1647— 1654 гг. — Симбирская укрепленная линия (Симбирск—Саранск—Тамбов). Е 1652—1658 гг. по линии от Белого Яра до Мензелинска была возведена Закамска; укрепленная черта. Основной зоной колонизации для чувашских переселенце! становится Закамье — бывшее «дикое поле». Вслед за переселением сюда во второй половине XVI в. чувашей из Приказанья и Заказанья, в начале XVII в. здесь возникают селения чувашей — мигрантов с правобережья Волги. Еще в XVIXVII            вв. были зафиксированы селения «чувашей» в Восточном Закамье — низовьях рек Ик и Белой. Многие из их жите лей со временем отатарились. Например, население Сарали—Минской волости, известное в 1595 г. как «чуваши», в 1658 г. было записано как «бобыли», а позже — уже как «ясашские татары» и «башкиры».

        Некоторые чуваши, обосновавшиеся вначале в Закамье и в Самарском Заволжье, через несколько десятилетий переселялись в Башкирию и Оренбуржье.

         С установлением мира и безопасности на южных границах Чувашии и Татарии чувашский народ получил возможность вернуться на свои прежние, обжитые прадедами земли, заново осваивать их, основывать новые поселения.

         Еще в последней четверти XVI в. началось заселение чувашскими крестьянами Ульяновской области. Освоение этих земель, включая и районы Самарской области, особенно интенсивно шло в XVIIXVIII       вв., охватывая и лесное Присурье.

        В заселении зоны «дикого поля» участвовала немалая часть и приказанско-заказанских болгаро-чувашей (язычников и отошедших от ислама). Еще во второй половине XVI в. переселенцами из «Арской даруги» Казанского уезда были основаны в Чувашии Старые Шигали (ныне д. ан-чиккасы Цивильского района), Дальние Шигали (д. Ямбахтино Вурнарского района), Ближние Сормы (Канашский район), д. Старая Сорма (на реке Кувагале) и др.

        В XVII в. «ясашными чувашами» из Казанского уезда были основаны деревни Сугуты, Тойси, Ендоба, Шерауты, Баишево, Ишля (Бахгильдино), Матаково, Урмаево, Кубня (ныне Тояба), Полевое Бай-бахтино, Ивашкино. Причем в документах XVII в. и переписных книгах XVIII в. чувашские селения правобережья Волги, основанные переселенцами из Приказанья, продолжали числиться в Казанском уезде, их жители вносили подати по прежнему месту жительства.

        Власти предоставляли переселенцам на «дикое поле» льготу — освобождали от налогов на несколько лет. Переселенцы из служилых чувашей получали обширные участки земли с условием несения военной службы.  

        Вдалеке от родных мест основывали селения и беглые чувашские крестьяне, спасавшиеся от преследований за участие в крестьянской войне под предводительством С. Разина.

         В XVII в. начинается переселение чувашей в Западную Сибирь.

       Немалая часть чувашей современных Самарской, Оренбургской и Саратовской областей являются потомками крестьян, привлеченных на строительство укрепленных линий во второй половине XVI — первой половине XVIII в.

         В середине XVIII в. одной из главных причин миграции чувашей становится их нежелание принимать христианство, насаждавшееся среди них властями насильственными методами.

        По приблизительным подсчетам, на территории современной Чувашии в 1бЗО-х гг. проживало около 175 тыс. человек, в 1б80-х гг. — около 200 тыс., из них чуваши составляли примерно 80—81%.

         Таким образом, освоение «дикого поля» привело к значительному расширению основной этнической зоны обитания чувашей. Чувашские переселенцы в трудном деле показали силу и волю, проявили отвагу, терпение и твердый характер. Миграцию чувашских крестьян поистине можно считать производственно-трудовой эпопеей. 

Вверх ]

Сайт управляется системой uCoz