Важнейшим
позитивным последствием вхождения
чувашского народа в состав гигантского
по размерам Русского государства
явилось расширение территории
обитания чувашей, получение ими практически
неограниченных возможностей для
расселения на новых землях. В монголо-татарскую
эпоху чуваши вынуждены были
оставить свои закамские и
средневолжские земли, потеряв абсолютное
большинство своей численности. Территория
расселения чувашей сузилась
в несколько раз.
Ко
времени присоединения Среднего Поволжья
к России в середине XVI в. одна группа чувашей
обитала в центральных и северных
районах территории современной
Чувашии (южная граница их земель
проходила по реке Кубне), другая —
в Приказанье и Заказанье. Здесь, от Казани
на Восток, вплоть до Средней Камы, широкой
полосой растянулась «Чувашская
даруга» (позднее она называлась «Зюрейской
дорогой» Казанского уезда).
В
южной части современной Чувашии, а также на
территории юго-западных районов и закамской части
Татарстана, Ульяновской, Самарской,
Пензенской, Саратовской областей не
проживало
оседлое население, это был регион кочевий
ногайцев, астраханских татар и кыпчаков,
а с начала XVII в. — и калмыков.
Отток
населения с указанных земель начался еще в XIII в. с появлением здесь
монголо-татар. Полностью запустели они во
второй половине XIV — начале XV в. в результате
набегов с юга ордынских отрядов, вторжения
Тамерлана в 1391 и 1395 гг. и походов русских
князей.
Болгаро-чуваши,
гонимые монголо-татарскими погромами,
прибывали в лесистые центральные и
северные районы Чувашии: с территории
современной Ульяновской области они
поднимались по рекам Свияге и Суре, из юго-восточных
районов Чувашии — по суше, из Закамья — по Волге.
Что
касается приказанско-заказанских
чувашей, то часть из них, приняв ислам, в XV—XVII вв. отатарилась (таким
же образом вошли в состав поволжских
татар и жители
многочисленных болгаро-чувашских
селений низовий р. Свияги). Другая часть
(в основном язычники) мигрировала
большими группами на территорию Чувашского
края: в XV в. — в северные и центральные
районы, а во второй половине XVI — XVII вв. — в юго-восточные и южные
районы, осваивая «дикое поле».
Некоторая
часть приказанских и заказанских чувашей,
особенно с Зюрейской дороги Казанского
уезда, во второй половине XVI—XVII в.
переселялась в Западную Сибирь. С последней
четверти XVII в. началось переселение в
Башкирию и правобережных чувашей, в
основном беглых.
С
середины XVI в. царское правительство
предприняло ряд мер по ограждению Поволжского
региона от набегов отрядов ордынских,
ногайских, калмыцких князьков.
С этой целью сооружались укрепленные линии
— засечные черты, была организована
сторожевая служба. Е XVI в. были построены Кубнинская
засечная черта, в конце 70-х — начале 80-х
гг. XVI в. появилась укрепленная линия Тетюши—Алатырь—Темников,
в 1647— 1654 гг. — Симбирская укрепленная линия (Симбирск—Саранск—Тамбов).
Е 1652—1658 гг. по линии
от Белого Яра до Мензелинска
была возведена Закамска; укрепленная
черта. Основной зоной колонизации
для чувашских переселенце! становится
Закамье — бывшее «дикое поле». Вслед за
переселением сюда во второй половине XVI в.
чувашей из Приказанья и Заказанья, в
начале XVII в. здесь возникают
селения чувашей — мигрантов с правобережья
Волги. Еще в XVI—XVII
вв. были зафиксированы селения «чувашей»
в Восточном Закамье — низовьях
рек Ик и Белой. Многие из их жите лей со
временем отатарились. Например, население
Сарали—Минской волости, известное
в 1595 г. как «чуваши», в 1658 г. было записано как «бобыли», а
позже — уже как «ясашские
татары» и «башкиры».
Некоторые
чуваши, обосновавшиеся вначале в Закамье
и в Самарском Заволжье, через несколько
десятилетий переселялись в Башкирию и Оренбуржье.
С
установлением мира и безопасности на
южных границах Чувашии и Татарии
чувашский народ получил возможность
вернуться на свои прежние, обжитые прадедами
земли, заново осваивать их, основывать новые
поселения.
Еще
в последней четверти XVI в. началось заселение
чувашскими крестьянами Ульяновской
области. Освоение этих земель, включая и районы Самарской
области, особенно интенсивно шло в XVII—XVIII
вв.,
охватывая и лесное Присурье.
В
заселении зоны «дикого поля» участвовала немалая
часть и приказанско-заказанских болгаро-чувашей
(язычников и отошедших от ислама). Еще во
второй половине XVI в. переселенцами из «Арской даруги»
Казанского уезда были основаны в
Чувашии Старые Шигали (ныне д. ан-чиккасы
Цивильского района), Дальние Шигали (д.
Ямбахтино Вурнарского района), Ближние Сормы (Канашский
район), д. Старая Сорма (на реке Кувагале)
и др.
В
XVII в. «ясашными чувашами» из Казанского уезда были основаны
деревни Сугуты, Тойси, Ендоба, Шерауты,
Баишево, Ишля (Бахгильдино), Матаково,
Урмаево, Кубня (ныне
Тояба), Полевое Бай-бахтино, Ивашкино.
Причем в документах XVII в. и переписных книгах XVIII в. чувашские селения правобережья
Волги, основанные переселенцами из
Приказанья, продолжали числиться в
Казанском уезде, их жители вносили подати
по прежнему месту жительства.
Власти
предоставляли переселенцам на «дикое поле»
льготу — освобождали от налогов на несколько
лет. Переселенцы из служилых чувашей получали
обширные участки земли с условием
несения военной службы.
Вдалеке
от родных мест основывали селения и
беглые чувашские крестьяне, спасавшиеся от преследований за
участие в крестьянской войне под
предводительством С. Разина.
В
XVII в. начинается переселение
чувашей в Западную Сибирь.
Немалая
часть чувашей современных Самарской,
Оренбургской и Саратовской областей являются
потомками крестьян, привлеченных на строительство
укрепленных линий во второй половине XVI —
первой половине XVIII в.
В
середине XVIII в. одной из главных причин
миграции чувашей становится их нежелание
принимать христианство, насаждавшееся среди
них властями насильственными методами.
По
приблизительным подсчетам, на территории
современной Чувашии в 1бЗО-х гг. проживало около 175
тыс. человек, в 1б80-х гг. — около 200 тыс., из
них чуваши составляли примерно 80—81%.
Таким образом, освоение «дикого поля» привело к значительному расширению основной этнической зоны обитания чувашей. Чувашские переселенцы в трудном деле показали силу и волю, проявили отвагу, терпение и твердый характер. Миграцию чувашских крестьян поистине можно считать производственно-трудовой эпопеей.