|
|
Проблема
происхождения чувашского
народа стала объектом изучения историков
еще в XVIII
веке. Затем к исследованиям
дореволюционных авторов (Н.
Карамзин, А. Фукс, 3. Гомбоц, В. Сбоев,
С. Михайлов, Г. Комиссаров и др.) в XX
в. добавились
труды выдающегося тюрколога
Н. И. Ашмарина, археолога A.П.
Смирнова, исследования историков B.Д.Димитриева, В. Ф. Каховского, этнографа
П. В. Денисова, языковедов В. Г.Егорова,
М. Р. Федотова, Б. А. Серебренникова,
Н.И. Егорова, искусствоведа А.
А. Трофимова и др. История чувашей рассматривалась
во многих
работах уфимских (Р.Г.Кузеев, Н.
А. Мажитов и др.) и казанских (А. X.
Халиков, Р. Г. Фахрутдинов,
Г. В. Юсупов, М. 3. Закиев, Ф.
С. Хакимзянов, Д. М. Исхаков и др.) ученых.
В изучении этногенетическихпроблем
чувашей значительный вклад внесли
венгерские (Д. Мессарош, А. Рона-Таш
и др.) и болгарские (И. Коев, П.Добрев и
др.) исследователи. Мысль
о родстве чувашей с волжскими
болгарами впервые была высказана В.
Н. Татищевым еще в первой половине XVIII
в. Он
писал: «Вниз по Каме жили биляры
и чалматы... Ныне остатки их —чуваши,
которых и вниз по Волге довольно; сии
много язык свой татарским повредили».
Научное обоснование эта теория получила
в начале XX
в. в
работе Н. И. Ашмарина
«Болгары и чуваши» (1902 г.). С этого
времени начались жаркие дискуссии,
выходящие далеко за пределы обсуждения собственно проблемы происхождения
чувашей и ведущие к выяснению
этнического соотношения чувашей и татар.
Нельзя не согласиться на этот счет
с известным башкирским ученым Р. Г.
Кузеевым, который высказался однозначно:
«Невозможно считать убедительными
появляющиеся иногда попытки
интерпретировать этногенез и этническую
историю этих народов (чувашей и
татар. — В. И.) вне связи с волжско-булгарским
этническим миром». О
сходстве хозяйства, быта и культуры
чувашей и болгар свидетельствуют и многочисленные археологические исследования. Первые унаследовали от своих сельских предков типы жилищ, планировку
усадьбы, расположение дома внутри
усадьбы глухой стеной на улицу, веревочный
орнамент для украшения столбов
ворот и т.п. Как утверждают специалисты,
белая женская одежда, головные
уборы (тухья, хушпу, сурбан), украшения (перевязь, накосники), бытовавшие
у чувашей до недавнего времени, были
распространены среди болгар, включая
дунайских. В дохристианской религии
чувашей, составляя важнейшую часть
этнической специфики духовной культуры,
традиционно и стойко сохранялись староболгарские языческие культы,
содержащие некоторые черты зороастризма
- религии древних этносов Ирана
и Средней Азии. Болгарское
наследие у чувашей ученые
обнаруживают прежде всего в их языке. Он
единственный сохранившийся язык
болгарской ветви, отличается от всех
других тюркских языков тем, что звуку
«з» в них соответствует чувашское «р»
(так называемый ротацизм), а звуку «ш»
— звук «л» (ламбдаизм), звуку «к» -звук
«х» и т.д. Ротацизм и ламбдаизм характерны
и для болгарского языка (например,
чув. хёр (девушка) — общетюрк. кыз;
чув. хёл (зима) — общетюрк. кыш; чув.
хуран (котел) — общетюрк. казан и т.д.). В
развитии болгарской теории происхождения
чувашей важную роль сыграло
обнаружение чувашских слов в текстах
болгарских надгробных надписей XIII—XIV
вв.,
сделанное в XIX
в. татарским
исследователем X.
Фейзхановым, и элементов чувашского
языка в древнем
славяно-болгарском источнике —
«Именнике болгарских ханов». Известный
тюрколог Н. А. Баскаков отмечал: «В современной
тюркологии считается общепризнанным
и вполне с убедительной аргументацией
доказанным положение о том,
что в чисто лингвистическом плане языки
древнебулгарский и современный чувашский
являются близкородственными
по всем уровням: фонетике, грамматике
и лексике, образуя в системе тюркских
языков единую группу, в то время как татарский и башкирский языки, кыпчакские в своей основе, имеют только некоторые
булгарские черты... объясняющиеся
не генетическими причинами, а лишь
субстратным воздействием булгар на
эти языки». Концепция
болгаро-чувашской этнической
преемственности, как полагают, находит
подтверждение, дальнейшее развитие
и конкретизацию в современных
исследованиях по археологии, этнографии,
лингвистике, фольклору и искусству
народов региона. К настоящему времени
накоплен и частично опубликован
значительный материал, характеризующий
основные этапы этногенеза и этнической
истории чувашского народа. Большую
ценность представляют работы В. Ф.
Каховского, В. Д. Димитриева, М.
Ф. Федотова и А. А. Трофимова, в которых,
в отличие от некоторых других трудов,
проблемы чувашской истории, культуры
и языка рассматриваются с учетом
многих факторов. В последние десятилетия
появились крупные исследования
чувашских ученых о различных сторонах
традиционной культуры народа, хозяйственной
деятельности, общественного
и семейного быта, особенностях народных
знаний и философии, художественного
творчества, современных социальных
и этнических процессов. |
|